Для всех и обо всем

Подготовка к вышиванию

Подготовка к вышиванию

14.02.2018 12:16

Материалы, инструменты, приспособления. Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, хлопчатобумажные и смешанные ткани домашнего и фабричного производства и нитки разных сортов.
Подготовка к вышиванию
Многие материалы, необходимые для рукоделия, найдутся в каждом доме: вышедшие из моды и употребления сшитые и вязаные изделия, остатки тесьмы, шнура, ниток, кожи и кожзаменителя, лоскутки ткани, кружева, ленты и многое другое. Их нужно рассортировать, распороть, вычистить, выстирать, выгладить и сложить в коробки и пакеты.

Подготовка к вышиванию
Ткань состоит из основы – продольных нитей, параллельных кромке, и утка – поперечных нитей. Рисунок, созданный на ткани чередованием нитей основы и утка через одну, две, три и более нитей называется переплетением. К основным переплетениям, простым и гладким, относятся полотняное, саржевое, атласное и сатиновое. Самым простым является полотняное переплетение, в котором нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке, через одну. Лицо и изнанка одинаковы.

Подготовка к вышиванию
Основные переплетения тканей: а — полотняное, б — саржевое, в — атласное, г — сатиновое

Ткани полотняного переплетения наиболее удобны для вышивания счетными и строчевыми швами. На тканях неполотняного переплетения вышивают по ранее нанесенному рисунку или по канве – специальной сетчатой ткани. Для вышивки по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность.

Подготовка к вышиванию
В зависимости от назначения изготавливаемого изделия и техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно и редину; для панно и ковриков – канёву, рогожку, мешковину, холст, бортовку, полотно, сукно, шерсть, драп. Для сумок и газетниц используется любая ткань с неярко выраженной структурой. Для блузок и нарядных платьев применяют более тонкие ткани – батист, маркизет, шелк и тонкую шерсть. Для верхней одежды – сукно, драп, нетканые материалы.

Подготовка к вышиванию
Нитки (пряжа) представляют собой скрученные волокна, которые бывают натуральными (льняные, конопляные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые), искусственными, синтетическими и смешанными. Нитки, применяемые в рукоделии, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету.

Подготовка к вышиванию
Для вышивания на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в одну нить или шелковые нитки. Мулине в две-три нити используются в вышивках по марлевке, рогожке, полотну. Шерстью в одну или несколько ниток и шелком, в зависимости от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных тканях. Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (6 ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, то они распушиваются и придают готовой вышивке бархатистый эид. Используют также нитки, выдернутые из ткани или цветной тесьмы, а в накладном шитье – шнур, тесьму, сутаж. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее при вышивании должна быть не более 50 см, причем шерстяной – не более 40 см.

Подготовка к вышиванию
Подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении, так как электрический свет искажает их цвет. Необходимо проверить нитки на линяемость – крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду, слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски, все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 мин. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в водно-уксусном растворе (одна столовая ложка на стакан воды) в течение 5 минут.

Подготовка к вышиванию
Канва – специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от сорта материала.

Подготовка к вышиванию
Прикреплять канву на рабочую ткань нужно швом «вперед иголку» сначала вдоль рисунка, а потом поперек. Перед началом работы необходимо проверить, одинаковой ли толщины нити основы и утка в ткани и канве.

Подготовка к вышиванию
Канву можно приготовить самому, выдергивая по счету нити ткани сначала в одном направлении, затем в другом.

Подготовка к вышиванию
Для вышивания нарядных платьев и сценических костюмов, изготовления всевозможных украшений необходимы бисер, стеклярус и блестки.

Подготовка к вышиванию
Бисер – мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки. В рукоделии наиболее часто применяют бисер из глухого (непрозрачного) и прозрачного стекла разных цветов.

Читать так же:  Что общего у Гринева и Швабрина? Сравнительная характеристика

Подготовка к вышиванию
Стеклярус – отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3-10 мм.

Подготовка к вышиванию
Блестки – тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластических масс диаметром от 2 до 20 мм.

Подготовка к вышиванию
Хранят бисер и стеклярус по цвету и размеру в отдельных бутылочках, маленьких баночках, пузырьках и пробирках с крышками и пробками.

Подготовка к вышиванию
Иголки бывают разной длины и толщины, от № 1 до № 12. Для швейных и вышивальных работ нужно иметь набор швейных и штопальных иголок: очень тонкие (№0-1) – для вышивания бисером и стеклярусом, тонкие (№ 2-3) – для вышивания на тонких тканях; средние (№ 3-5) – на льняных тканях; толстые с большим овальным ушком (№ 6–12) – для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, тесьмой, синтетическими нитками. Толстую ткань будет легче шить, если смазать иглу мылом. Сохранять иголку желательно вместе с ниткой, завязанной узелком.

Подготовка к вышиванию
Нитковдеватель – специальное приспособление, облегчающее вдевание нитки в иголку.

Подготовка к вышиванию
Булавки необходимы при подготовительных и вспомогательных работах. Хранят их в коробочке с плотно закрывающейся крышкой.

Подготовка к вышиванию
Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания.

Подготовка к вышиванию
Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.

Подготовка к вышиванию
Заржавленные иголки можно зачистить, вкалывая их несколько раз в мешочек, туго набитый сухими опилками.

Подготовка к вышиванию
Наперсток предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать четкие проколы плотной ткани. Он может быть металлическим или пластмассовым и подобран по размеру пальца.

Подготовка к вышиванию
Ножницы должны быть нескольких размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. Необходимы большие ножницы для раскроя ткани, средних размеров – для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток, маленькие с загнутыми концами – для обрезывания рабочих ниток, надрезывания нитей ткани при строчевых работах и прорезных вышивках и «зигзаг» – для оформления краев ткани при раскрое.

Подготовка к вышиванию
Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе. Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.

Подготовка к вышиванию
Чтобы наточить ножницы, достаточно несколько раз постричь ими наждачную бумагу или «порезать» 15-20 раз иголку.

Подготовка к вышиванию
Колышек, проколка или пендель – длинная деревянная, металлическая или пластмассовая палочка с острым концом, при помощи которого удаляют наметку и силки, выправляют углы, выравнивают петли и раздвигают нити ткани для получения отверстия в отдельных швах.

Подготовка к вышиванию
Шило применяют в работе с плотными и толстыми материалами: сукном, войлоком, кожей и др.

Подготовка к вышиванию
Пяльцы – специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы, которые представляют собой два деревянных обруча диаметром 2019730 см.

Подготовка к вышиванию
Для рукоделия необходимы также сантиметровая лента, длинная и короткая линейки, угольник, плотная бумага и картон для узоров и трафаретов, калька, миллиметровка, копировальная бумага, альбомы для узоров, карандаши твердо-мягкие (ТМ) и цветные, фломастеры, тушь.

Подготовка к вышиванию
Зарисовка узоров. В традициях, созданных многими поколениями народных мастеров, вырабатывались и способы перенесения узоров на ткань.

Подготовка к вышиванию
В старину копировали узоры свободных вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания контуры углем. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла, мела и намачивания. Под натянутую на пяльцы светлую ткань вышивальщица подкладывала вышитый предмет и терла ткань тыльной стороной алюминиевой ложки, куском свинца, а если это была темная ткань, то куском мыла, воска или мела. В результате трения образовывался слегка заметный контур рисунка, который обводили карандашом, углем или прошивали цветной ниткой. Для перевода рисунка методом намачивания подготовленную для вышивания ткань смачивали и накладывали на вышитую. Мокрая ткань плотно прилегала к вышивке, рельефно обрисовывая контур узора, который затем прометывался.

Подготовка к вышиванию
Счетные и строчевые вышивки выполнялись на глаз, без предварительного рисунка. Копия с оригинала полностью повторялась вышивальщицей или же вносились изменения и дополнения в процессе работы.

Подготовка к вышиванию
В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу.

Читать так же:  Чудо-метод, который поможет избавиться от плесени в стиральной машине!

Подготовка к вышиванию
Рабочий рисунок свободного контура переводят с оригинала с помощью прозрачной бумаги, которую накладывают на готовый узор, закрепляют по углам кнопками, скрепками или булавками и обводят контуры рисунка твердо-мягким карандашом (ТМ), тушью или фломастерами. Рисунок с готового изделия переводят с помощью стекла, положенного на вышивку, поверх которого кладут прозрачную бумагу и обводят контуры. Рисунок с вышивки на непрозрачную бумагу переводят с помощью алюминиевой ложки или кусочка копировальной бумаги, потерев поверх бумаги по вышитому рисунку. Обозначившиеся на бумаге темные линии затем обводят карандашом или фломастером.

Подготовка к вышиванию
Для зарисовки узоров, выполненных крестом, полукрестом, косой стежкой, счетной гладью, используют клетчатую бумагу. Каждый крестик изображают двумя скрещенными линиями или «заливают» клеточки по рисунку цветными фломастерами, карандашами, тушью. Узор швом «полукрест» зарисовывают прямыми и наклонными линиями, заполняя каждую клеточку в соответствии с рисунком-оригиналом.

Подготовка к вышиванию
Узоры ажурных вышивок переносят на клетчатую белую бумагу черной тушью, цветными шариковыми ручками и фломастерами.

Подготовка к вышиванию
Увеличение и уменьшение рисунка. Для того чтобы изменять размеры рисунков-узоров, сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны их можно пронумеровать: по горизонтали буквами, а по вертикали – цифрами. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.

Подготовка к вышиванию
Нанесение рисунка на ткань. В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, характера и размещения рисунка на изделии существует несколько способов его нанесения (перевода) на ткань.

Подготовка к вышиванию
Самый простой способ перевода рисунка на ткань – при помощи копировальной бумаги. На выглаженную ткань к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желательно цветную – желтую, красную, зеленую, она меньше пачкает вышивальные нитки) пастой на ткань. Остро отточенным карандашом аккуратно обводим контуры свободного рисунка. Контуры геометрического орнамента обводим с помощью линейки или ставим точки в углах каждого крестика.

Подготовка к вышиванию
На темные, гладкие ткани рисунок можно перевести с помощью компрессной бумаги, наложив ее на ткань жирной стороной. Затем уже на ткани контуры узора обводят цветным карандашом или прометывают ниткой.

Подготовка к вышиванию
На тонкие, прозрачные ткани узор можно перенести с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло кладут узор, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Включают свет и обводят контуры рисунка мягким острым карандашом.

Подготовка к вышиванию
На темные, блестящие и ворсовые ткани рисунок переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной, кальки, целлофана). Рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань и прошивается по контуру рисунка частыми стежками шва «вперед иголку» или обстрачивается швейной машиной. Бумага срезается, а по окончании вышивки нитки наметки выдергиваются.

Подготовка к вышиванию
Перевод рисунка «припорохом» на бумагу, полотно, шелк, бархат, сукно выполняется с помощью трафаретов-сколков, изготовленных следующим образом. На стол, застланный мягкой подстилкой (одеялом или тканью, сложенными в несколько раз), кладется лист бумаги с нанесенным рисунком. Под него подкладывается бумага или калька, и все прикрепляется к подстилке. Затем тонкой или более толстой, если сколок предназначен для плотных тканей, иглой или шилом по контуру рисунка, на расстоянии 2-3 мм, делаются проколы. Готовый трафарет протирают с обратной стороны наждачной бумагой, уничтожая выпуклости контура, и прикрепляют на поверхность ткани, предназначенной для вышивания. Контур рисунка наносится с помощью ватного тампона, смоченного смесью машинного масла и зубного порошка для темных тканей или смесью машинного масла и синьки для светлых тканей. Смесь проходит через проколы, оставляя отпечатки контура рисунка. По консистенции смесь должна напоминать сметану.

Подготовка к вышиванию
Канва или самодельная сетка из ткани применяется для вышивания сплошных узоров, покрывающих весь фон без просветов.

Подготовка к вышиванию
Изготовление выкроек, трафаретов и лекал. Очень часто в рукоделии пользуются выкройками. Это отдельные детали будущего изделия. Выкройки многоразового пользования называются лекалами. Их изготовляют по рисункам и чертежам с помощью линейки, треугольника, циркуля из плотной бумаги и тонкого картона. Для трафаретов – тонких пластинок, в которых проколот или прорезан рисунок, подлежащий воспроизведению, – лучше использовать картон. Места середины изделия или отдельных деталей обозначаются маленькими надрезами-марочками, глубина которых не должна превышать 5 мм. С помощью лекал и трафаретов оформляются края изделий фигурными фестонами.

Читать так же:  Эта свадьба превзошла даже королевскую! Общественность до сих пор обсуждает подробности…

Подготовка к вышиванию
Составление узоров. Для вышивания используют готовые узоры из альбомов или переснятые с вышитых изделий. Но народная вышивка, доставшаяся нам в наследие, не является эталоном для слепого копирования. Она – источник вдохновения и художественного мышления, способ постижения законов пропорции и цветовой гармонии, сочетания различных техник и композиционных решений.

Подготовка к вышиванию
Познакомившись с коллекциями старинных вышивок, можно перейти к самостоятельному созданию новых мотивов и орнаментов. Сначала необходимо произвести разбор узора – узнать, из каких элементов он состоит и как они сочетаются между собой, как можно его изменить, упростить или усложнить.

Подготовка к вышиванию
Для работы используют формы узорного мотива разных размеров, вырезанные из бумаги в нескольких экземплярах. На полосе бумаги нужной ширины откладывают длину фигуры, сгибают бумагу гармошкой и вырезают необходимый мотив. Затем готовые формы укладывают на столе или листе бумаги в том или другом порядке, раздвигая, сближая, перемещая их доя создания раппортов новых узоров.

Подготовка к вышиванию
Выравнивание краев ткани. Выбрав для работы узор, нужно подобрать ткань необходимой структуры, качества и цвета, а также нитки и иголки. Но прежде чем приступить к работе, следует выровнять ткань, разметить расположение узора на ней, нанести его (для свободных вышивок).

Подготовка к вышиванию
Края ткани выравнивают, выдергивая крайнюю нить, а по ее следу отрезают лишнюю ткань. Чтобы во время работы не осыпались нити ткани, края изделия обметывают. Выдергивая нити или используя наметку, прокладывают линии, определяющие размеры изделий, вспомогательные линии для обозначения ширины подгибания срезов ткани, ширины бахромы, положения мережек и отдельных швов. После этого ткань хорошо разглаживают и, если нужно, запяливают.

Подготовка к вышиванию
Закрепление рабочей нитки. В отличие от шитья в вышивании не принято делать узелков, оставлять на изнанке длинные петли и концы ниток. Народной вышивке присуща чистая изнаночная сторона, аккуратно выполненная работа.

Подготовка к вышиванию
При вышивании одинарной ниткой закрепляют ее концы несколькими мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой, или после первого прокола оставляют на изнанке конец нитки длиной 10 см и закрепляют его, пропуская иголку с ниткой под вышитыми стежками, после того как рабочая нить закончилась.

Подготовка к вышиванию
Можно закрепить конец нитки стежком «за иголку». Делают прокол иголкой с изнанки на лицевую сторону, протягивают иглу и оставляют на изнанке конец нитки длиной 10-15 мм, крепко его придерживая. Очень близко от первого прокола слева направо делают второй прокол на изнанку и выводят иглу с ниткой на лицевую сторону, закрепляя ею конец нитки.

Подготовка к вышиванию
Если же вышивают в две нити, то нитку, сложенную вдвое, продергивают концами в отверстие иглы. Затем делают маленький стежок в месте начала работы и тянут нитку до тех пор, пока не останется кончик в виде маленькой петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают ее.

Подготовка к вышиванию
Заканчивая работу, нитку закрепляют под вышивкой с изнанки несколькими мелкими стежками швом «вперед» или «назад иголку», а концы обрезают ножницами.

Подготовка к вышиванию
В ажурных вышивках двойную нить сразу закрепляют петлей на невыдернутых нитях ткани, а одинарную закрепляют в петлю с помощью маленького вертикального стежка или прошивая стежками шва «вперед иголку», делая место закрепления незаметным.

Подготовка к вышиванию

Подготовка к вышиванию
Народная пословица гласит: «Что в порядке лежит, само в руки бежит». Это относится и к рукоделию.

Подготовка к вышиванию
Для хранения необходимых материалов, инструментов и приспособлений нужно иметь специальную коробку или шкатулку, корзинку или сделать навесной «уголок рукоделия». Изготовить его можно из холста или другой ткани любой ширины и длины. На основную ткань сверху нашивается несколько карманов разных размеров, расцветок и форм, петли для навешивания (но лучше закрепить «уголок» на деревянной или пластмассовой планке, чтобы не морщилась и не провисала ткань). Внизу можно пришить бахрому или украсить конец полотнищ разноцветными петлями из ниток, по бокам пришить тесьму, шнур или цветной кант.

Подготовка к вышиванию
Такой уголок рукоделия можно повесить на стену или на дверь.

Подготовка к вышиванию
PS Текст взят из книге «Сделай сам * Учитесь вышивать. Вторая жизнь вещей (о коже)». Я добавил иллюстрации и фотографии. Вот что получилось 😉

Источник

Статьи по теме

Back to top button