«Сорок дней»: история карантина

Свирепствовавшая в 14 веке в Европе чума заставила принять ограничительные меры по отношению к судам, прибывающим из азиатских и африканских портов. Хотя первые законы непременной выдержки в изоляции прибывших в город людей и их товаров были приняты в городе Реджо-нель-Эмилия, известны подобные меры стали благодаря Венеции.

«Сорок дней»: история карантина
Чумной доктор. Источник изображения: br.de

Что такого происходило в Венеции?

Венеция в 14 веке была, пожалуй, крупнейшим торговым портом Европы, туда приплывали корабли с многих иных краев. К тому моменту уже было довольно реальное представление, какую опасность могут принести корабли с чумой. Поэтому власти города ввели закон, согласно которому все корабли, желающие прибыть в город, должны поначалу бросить на 40 дней якорь у острова который назвали Лазаретто, что в 4 километрах от самой Венеции.

«Сорок дней»: история карантина
Источник изображения: scielo.br

Итальянское словосочетание quaranta giorni и означает буквально «сорок дней», так что изначальную этимологию карантин слова проследить несложно. Правда некоторые специалисты предполагают, что слово «карантин» напрямую произошло все же от французского слова quarantaine, которое буквально означает все тоже числительное «сорок». Но и здесь изначально все связано с венецианским законом об обязательной выдержке корабля вне города. Название Лазаретто также не осталось забыто медиками, именно от него произошло привычное всем слово лазарет.

«Сорок дней»: история карантина
Лазарь покрытый струпьями проказы из притчи Христа стал покровителем прокаженных, а проказа стала одной из первых «карантинных» болезней. По одной из версий слово «лазарет», также применимое к карантинной станции образовано в результате комбинации его имени и названия церкви Санта-Мария-ди-Назарет в Венеции. Источник изображения: фонд Барнса

Корабли на карантине

После того, как корабль бросал якорь у острова Лазаретто, начинался отсчет 40 дней. На 41 день на борт корабля поднималась специальная инспекционная комиссия врачей. Если проблем не обнаруживалось, то судно получало право пристать в бухте Святого Марка непосредственно к городским портовым сооружениям и начинать разгрузку.

Судьба корабля на котором обнаруживались признаки страшного заболевания была печальной. Подходить к Венеции кораблю строго запрещалось. Умерших странников хоронили на том же Лазаретто. Сейчас остров необитаем, вследствие дурной славы, тянущейся за ним из прошлого. Теоретически, следуя клятве Гиппократа, венецианские медики должны были лечить больных моряков, но практически, страх заболевания часто оказывался слишком велик, и больные были предоставлены своей участи.

«Сорок дней»: история карантина
Старая карантинная станция карантинная станция на Мальте. Источник изображения: flickr.com

К чему привели меры по введению карантина

Карантинные меры, введенные властителями Венеции, оказались средством довольно эффективным, чуму удавалось удерживать вне города. Глядя на Венецию, другие крупные города средневековой Европы начали вводить у себя карантин, причем зачастую его длительность определялась чиновниками по собственному усмотрению.

Возможностей злоупотреблений в данной ситуации имелось великое множество, но все же по большей части карантин худо-бедно выдерживался.

«Сорок дней»: история карантина
«Лазаретто» в Неаполе, Италия. Источник изображения: welcomecollection.org

Поддержанию режима карантина способствовало то, что за его нарушение виновных ждали весьма печальные последствия. В Женеве нарушителей карантина попросту сжигали, на костер попадали и незаконно ввезенные товары. Рисковать в такой ситуации желающих было немного, хоть и барыши были велики. В некоторых городах Европы, если объявлялся карантин по чуме, то жителям полностью запрещали покидать населенный пункт.

Подобные меры привели к новой проблеме — городам стало не хватать продуктов и самых необходимых вещей. Товаров вполне хватало, но поставить их на рынки можно было только после соответствующей карантинной выдержки. Торговцы при этом часто несли совершенно неоправданные финансовые потери. Эта ситуация привела к тому, что только в 19 веке было проведено 5 международных конференций по карантину.

В результате было решено, что государство имеет право ввести карантин на морских коммуникациях на срок 1-7 дней, в крайнем случае, на декаду. На реках карантин полностью заменялся санитарными инспекциями – на такие меры позволило пойти возросшее качество медицинских услуг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: