Игра цвета

Вто­рым кри­те­ри­ем си­сте­мы экс­пер­т­ной оцен­ки ка­че­ства бри­л­ли­ан­тов «4С» яв­ля­ет­ся цвет (color). Го­во­ря об этом па­ра­мет­ре, юве­ли­ры под­ра­зу­ме­ва­ют на­ли­чие или от­сут­ствие от­тен­ка в клас­си­че­ском про­зра­ч­ном – или, как еще го­во­рят, «бе­лом» ал­ма­зе. Часть до­бы­ва­е­мых ка­м­ней име­ет вы­ра­жен­ный окрас – их на­зы­ва­ют цвет­ны­ми или фан­та­зий­ны­ми, но для их оцен­ки при­ме­ня­ют дру­гие ме­то­ди­ки.

И­де­аль­ные, пол­но­стью бес­цвет­ные ал­ма­зы фа­к­ти­че­ски не име­ют при­ме­сей (и­ли их до­ля не пре­вы­ша­ет 0,001%), то есть со­сто­ят из чи­сто­го уг­ле­ро­да. В при­ро­де та­кие ка­м­ни встре­ча­ют­ся до­воль­но ред­ко и по­то­му очень це­нят­ся на юве­ли­р­ном ры­н­ке. Кро­ме то­го, из-­за от­сут­ствия не­од­но­род­но­стей в струк­ту­ре, про­зра­ч­ный бри­л­ли­ант на­и­бо­лее пол­но обес­пе­чи­ва­ет внут­рен­нее от­ра­же­ние цве­та, а зна­чит бу­дет яр­че дру­гих свер­кать и ис­крить­ся.

Боль­шин­ство же бри­л­ли­ан­тов име­ет окрас­ку той или иной ин­тен­сив­но­сти. Фор­ми­ро­ва­ние ал­ма­зов про­ис­хо­ди­ло вслед­ствие кри­стал­ли­за­ции мо­ле­кул уг­ле­ро­да под вы­со­ким дав­ле­ни­ем глу­бо­ко под зе­м­лей, и в хо­де это­го про­цес­са ато­мы и мо­ле­ку­лы дру­гих ве­ществ по­па­да­ли внутрь кри­стал­лов, осе­дая там в фор­ме при­ме­сей. Имен­но при­ме­си и струк­тур­ные не­од­но­род­но­сти при­да­ют ка­м­ням окрас­ку. На од­них и тех же ме­сто­ро­ж­де­ни­ях ча­сто на­хо­дят ал­ма­зы по­хо­жих цве­тов, что впол­не объ­яс­ня­ет­ся вли­я­ни­ем ми­не­ра­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей ме­ст­но­сти.

Ри­су­нок 1. Бри­л­ли­ан­ты раз­ли­ч­ных от­тен­ков – от бес­цвет­но­го до жел­то­го. Цве­та D, K и Z по си­сте­ме оцен­ки GIA.

Глав­ной и ос­но­в­ной при­ме­сью в ал­ма­зах яв­ля­ет­ся азот, по со­дер­жа­нию ко­то­ро­го их де­лят на не­сколь­ко ка­те­го­рий.

Тип I – азо­т­ные ал­ма­зы, в ко­то­рых его кон­цен­тра­ция до­хо­дит до 0,25%. Ес­ли ато­мы азо­та об­ра­зу­ют па­ру, то на цвет кри­стал­ла они не вли­я­ют – это тип IaA. А вот при­ме­си, пред­став­ля­ю­щие со­бой кон­г­ло­ме­ра­ты из этих пар, при­да­ют ал­ма­зу жел­тый или ко­ри­ч­не­вый от­те­нок – это тип IaB. Око­ло 98% всех до­бы­ва­е­мых юве­ли­р­ных ал­ма­зов от­но­сят­ся к ти­пу IaA, IaB или их сме­си. Спе­ци­а­ли­сты на­зы­ва­ют эту груп­пу се­ри­ей «Кейп» (Cape), по на­з­ва­нию од­но­и­мен­ной про­вин­ции в Юж­ной Аф­ри­ке, весь­ма бо­га­той на ка­м­ни дан­но­го ти­па. Та­кие ал­ма­зы по­г­ло­ща­ют свет как в ин­фра­крас­ной, так и в уль­тра­фи­о­ле­то­вой об­ла­сти спе­к­тра, а та­к­же про­яв­ля­ют флу­о­рес­цен­цию в си­ней об­ла­сти спе­к­тра.

З­десь сто­ит сде­лать ли­ри­че­ское от­сту­п­ле­ние. Флу­о­рес­цен­ция – это спо­соб­ность ал­ма­за све­тить­ся под уль­тра­фи­о­ле­то­вы­ми лу­ча­ми. У боль­шин­ства ка­м­ней она та­кая сла­бая, что за­мет­на лишь под спе­ци­аль­ной ла­м­пой в за­те­м­нен­ном по­ме­ще­нии. Од­на­ко от­дель­ные эк­зе­м­п­ля­ры про­яв­ля­ют ее да­же при обы­ч­ном днев­ном осве­ще­нии. Для бри­л­ли­ан­тов бо­лее вы­со­кой цве­то­вой ка­те­го­рии это свой­ство бу­дет ско­рее не­до­стат­ком, а вот в жел­то­ва­тых ка­м­нях силь­ная го­лу­бая флу­о­рес­цен­ция мо­жет ней­тра­ли­зо­вать от­те­нок до та­кой сте­пе­ни, что при днев­ном све­те они бу­дут ка­зать­ся бес­цвет­ны­ми. Флу­о­рес­цен­ция не вхо­дит в си­сте­му оцен­ки 4С, но мо­жет вли­ять на це­ну ка­м­ня. Так, на аме­ри­кан­ском ры­н­ке на флу­о­рес­ци­ру­ю­щие бес­цвет­ные ал­ма­зы с ед­ва уло­ви­мы­ми от­тен­ка­ми су­ще­ству­ет спрос, по­это­му они сле­г­ка до­ро­же. В Ев­ро­пе та­кие бри­л­ли­ан­ты, на­о­бо­рот, име­ют ма­ло по­к­лон­ни­ков и сто­ят де­шев­ле. Для рос­сий­ско­го ры­н­ка флу­о­рес­цен­ция ча­ще все­го не име­ет зна­че­ния.

Ри­су­нок 2. Флу­о­рес­цен­ция: как вы­г­ля­дят од­ни и те же бри­л­ли­ан­ты при уль­тра­фи­о­ле­то­вом и днев­ном осве­ще­нии. Гра­да­ция све­ти­мо­сти: ну­ле­вая, сла­бая, сред­няя, силь­ная, очень силь­ная.

Вер­не­м­ся к клас­си­фи­ка­ции. Ес­ли ато­мы азо­та ока­зы­ва­ют­ся рас­се­я­ны по все­му кри­стал­лу (что ва­ж­но – не об­ра­зуя при этом ато­м­ных пар или групп из этих пар), ми­не­рал ча­ще все­го при­об­ре­та­ет яр­ко-­жел­тый «ка­на­ре­еч­ный» от­те­нок, ино­г­да ко­ньяч­ный (ко­ри­ч­не­вый), и от­но­си­т­ся уже к раз­ря­ду цвет­ных ал­ма­зов. Эта груп­па со­став­ля­ет око­ло 0,1% из­ве­ст­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней. К сло­ву, по­чти все син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты, вы­ра­щен­ные ме­то­дом вы­со­ких дав­ле­ний и те­м­пе­ра­тур HPHT (high-pressure high-temperature) име­ют азо­т­ные при­ме­си по дан­но­му ти­пу и осо­бые свой­ства флу­о­рес­цен­ции. На этом по­стро­е­но боль­шин­ство при­бо­ров по опре­де­ле­нию ис­кус­ствен­но вы­ра­щен­ных бри­л­ли­ан­тов, и они не­п­ло­хо справ­ля­ют­ся, по­чти не бра­куя на­ту­раль­ные ка­м­ни – по ста­ти­сти­ке все­го 2% на­сто­я­щих ал­ма­зов по­па­да­ет «под раз­да­чу» и тре­бу­ют до­пол­ни­тель­ной экс­пе­р­ти­зы.

Тип II – это ал­ма­зы, в ко­то­рых нет из­ме­ря­е­мых при­ме­сей азо­та. Гру­п­па IIa со­став­ля­ет око­ло 1,8% юве­ли­р­ных ал­ма­зов и пол­но­стью ли­ше­на при­ме­сей. Эти ка­м­ни бес­цвет­ны, пре­крас­но про­пус­ка­ют свет и очень це­нят­ся. За счет пла­сти­че­ской де­фор­ма­ции в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния в них мо­гут по­яв­лять­ся струк­тур­ные ано­ма­лии, при­да­ю­щие жел­тый, ко­ри­ч­не­вый, оран­же­вый, ро­зо­вый, крас­ный и фи­о­ле­то­вый цве­та. Мно­гие кру­п­ные из­ве­ст­ные ал­ма­зы (на­при­мер, Кул­ли­ни­ан и Ко­хи­нор) от­но­сят­ся к ти­пу IIa. В не­го же по­па­да­ют син­те­ти­че­ские ал­ма­зы, вы­ра­щен­ные ме­то­дом хи­ми­че­ско­го оса­ж­де­ния (CVD — chemical vapor deposition).

Ал­ма­зы IIb, на до­лю ко­то­рых при­хо­ди­т­ся 0,1% дра­го­цен­ных ал­ма­зов — од­ни из са­мых ред­ких. Они со­дер­жат зна­чи­тель­ные при­ме­си бо­ра, за счет че­го име­ют свет­ло-­го­лу­бой или си­не-­се­рый цвет. (си­не-­се­рую окрас­ку мо­гут иметь и ал­ма­зы ти­па Ia, но это свя­за­но с осо­бен­но­стя­ми струк­ту­ры, а не с при­ме­ся­ми). Кста­ти, тип IIb – един­ствен­ный из всех ал­ма­зов, об­ла­да­ю­щий свой­ства­ми по­лу­про­вод­ни­ка.

Та­б­ли­ца 1. Клас­си­фи­ка­ция ал­ма­зов по со­дер­жа­нию при­ме­си азо­та.

О­соб­ня­ком сто­ят зе­ле­ные ал­ма­зы – их окрас­ка вы­з­ва­на не со­дер­жа­ни­ем при­ме­сей, а струк­тур­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми, вы­зван­ны­ми дей­стви­ем ра­ди­а­ции в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния ка­м­ня. Эти ал­ма­зы чрез­вы­чай­но ред­ки.

При оцен­ке бес­цвет­ных ка­м­ней по си­сте­ме 4С в за­да­чу экс­пе­р­та вхо­дит точ­ное опре­де­ле­ние ин­тен­сив­но­сти окрас­ки бри­л­ли­ан­та при стан­дар­т­ном осве­ще­нии с ис­поль­зо­ва­ни­ем эта­ло­нов. Сей­час в ка­че­стве эта­ло­на вме­сто на­бо­ра бри­л­ли­ан­тов ча­сто при­ме­ня­ют ко­м­плек­ты из ку­би­че­ской дву­о­ки­си ци­р­ко­на, ко­то­рые сто­ят в де­сят­ки раз де­шев­ле бри­л­ли­ан­то­вых об­раз­цов и пра­к­ти­че­ски не усту­па­ют по ка­че­ству.

На­и­бо­лее из­ве­ст­ной и ши­ро­ко ис­поль­зу­е­мой, в том чис­ле и в Рос­сии, шка­лой оцен­ки яв­ля­ет­ся шка­ла эта­ло­нов GIA. Она раз­де­ле­на на груп­пы и на­чи­на­ет­ся с со­вер­шен­но бес­цвет­ных бри­л­ли­ан­тов, обо­з­на­ча­е­мых бук­вой ла­тин­ско­го ал­фа­ви­та D. Да­лее идут плав­ные пе­ре­хо­ды с уве­ли­че­ни­ем на­сы­щен­но­сти жел­то­го цве­та и за­кан­чи­ва­ют­ся груп­пой, име­ю­щей чет­кую жел­тую окрас­ку и обо­з­на­че­ние Z. По этой же шка­ле оце­ни­ва­ют ка­м­ни ко­ри­ч­не­ва­то­го, се­ро­ва­то­го и зе­ле­но­ва­то­го от­тен­ка, по­сколь­ку име­ет зна­че­ние не сам цвет, а его на­сы­щен­но­сть. Бри­л­ли­ан­ты с окрас­кой «глуб­же» Z счи­та­ют­ся фан­та­зий­ны­ми. Ча­сто ри­тей­ле­ры не дер­жат в ас­сор­ти­мен­те бес­цвет­ных ка­м­ней ни­же гра­да­ции J из-­за низ­ко­го спро­са.

Ри­су­нок 3. Эта­ло­ны для опре­де­ле­ния цве­та бри­л­ли­ан­тов по си­сте­ме GIA.

О­цен­ка про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом. На бу­ма­гу в ряд воз­ле цен­траль­но­го сги­ба экс­перт по­ме­ща­ет бри­л­ли­ан­ты пло­ща­д­кой вниз. При этом на ра­бо­чей плос­ко­сти не дол­ж­но со­з­да­вать­ся за­те­м­не­ний, а свет дол­жен быть рас­се­ян­ным, что­бы ис­клю­чить ме­ша­ю­щие оцен­ке от­ра­же­ния и блеск бри­л­ли­ан­тов (кста­ти, спе­ци­аль­но для экс­пе­р­ти­зы про­из­во­дят­ся юве­ли­р­ные ла­м­пы с те­п­ло­вой те­м­пе­ра­ту­рой, со­о­т­вет­ству­ю­щей днев­но­му све­ту). Вз­гляд оцен­щи­ка дол­жен быть на­прав­лен пе­р­пе­н­ди­ку­ляр­но по­верх­но­сти бри­л­ли­ан­та. В та­ком по­ло­же­нии мо­ж­но при крат­ком со­сре­до­то­чен­ном про­смо­т­ре очень быст­ро рас­по­знать ле­г­кие цве­то­вые от­тен­ки ка­ж­до­го из ка­м­ней. Да­лее пу­тем срав­не­ния с на­бо­ром эта­ло­нов, оцен­щик при­сва­и­ва­ет им окон­ча­тель­ную ха­ра­к­те­ри­сти­ку.

А вот ес­ли бри­л­ли­ант оправ­лен в юве­ли­р­ное из­де­лие, то оцен­ка цве­та да­ет­ся с точ­но­стью на 1-2 уро­в­ня, по­сколь­ку цвет ме­тал­ла ока­зы­ва­ет боль­шое вли­я­ние на вос­при­я­тие. В этом, кста­ти, за­клю­ча­ет­ся не­кая юве­ли­р­ная хи­т­рость – те ка­м­ни, ко­то­рые по­ка­жут­ся жел­ты­ми на фо­не бе­ло­го зо­ло­та, в жел­той опра­ве бу­дут смо­т­реть­ся пра­к­ти­че­ски бес­цвет­ны­ми: по­это­му бри­л­ли­ан­ты, име­ю­щие вы­ра­жен­ную жел­тиз­ну, ча­сто оправ­ля­ют в жел­тое зо­ло­то. А вот для пла­ти­ны и бе­ло­го зо­ло­та ну­ж­ны ка­м­ни «вы­со­кой» цве­то­вой ка­те­го­рии.

Ри­су­нок 4. Ка­мень цве­та J вы­г­ля­дит бо­лее про­зра­ч­ным в жел­том зо­ло­те.

Рос­сий­ская си­сте­ма оцен­ки цве­та ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся ГОСТ Р 52913 – 2008, пред­по­ла­гая 4 гра­да­ции цве­та для мел­ких бри­л­ли­ан­тов с гран­кой в 17 гра­ней, 7 гра­да­ций для осталь­ных бри­л­ли­ан­тов ка­рат­но­стью до 0,29 и 17 групп для ка­м­ней от 0,3 ка­рат и вы­ше. Ха­ра­к­те­ри­сти­ки ка­м­ней по си­сте­ме GIA и при­мер­ное со­о­т­вет­ствие рос­сий­ско­му ГОСТ да­ны в та­б­ли­це 2.

Что ка­са­ет­ся це­ны, то для не­боль­ших ка­м­ней (ме­нее ка­ра­та) цвет вли­я­ет на сто­и­мость по­чти ли­ней­но, не­м­но­го сни­жая ее с ка­ж­дой гра­да­ци­ей от­тен­ка. А вот на бо­лее кру­п­ных ка­м­нях, осо­бен­но за­мет­но вли­я­ние цве­та на це­ну ка­м­ня на бри­л­ли­ан­тах вы­с­шей чи­сто­ты. Срав­не­ние цен бри­л­ли­ан­тов, со­по­ста­ви­мых по раз­ме­ру (1 ct) и чи­сто­те (IF, VVS2, SI2), име­ю­щих кру­г­лую огран­ку ка­че­ства Ideal и до­сту­п­ных для по­ку­п­ки в ап­ре­ле 2018 г. при­во­ди­т­ся на рис. 5.

Ри­су­нок 5. За­ви­си­мость це­ны бри­л­ли­ан­та от цве­та. Срав­ни­ва­лись дан­ные Blue Nile, Brilliance, Brilliant Earth, Ritani, James Allen.

Та­б­ли­ца 2. Цве­то­вая шка­ла бес­цвет­ных бри­л­ли­ан­тов в си­сте­ме GIA.

И не­м­но­го о цвет­ных бри­л­ли­ан­тах. Они не вхо­дят в шка­лу клас­си­фи­ка­ции GIA и клас­си­фи­ци­ру­ют­ся «пу­тем опре­де­ле­ния от­тен­ка, на­сы­щен­но­сти, то­нов от свет­ло­го до те­м­но­го (яр­ко­сть) и од­но­род­но­стью рас­пре­де­ле­ния цве­та бри­л­ли­ан­та». В от­ли­чие от обы­ч­ных бри­л­ли­ан­тов, для ко­то­рых вес в ка­ра­тах, чи­сто­та, цвет и огран­ка (4С) оди­на­ко­во ва­ж­ны, для этих бри­л­ли­ан­тов цвет яв­ля­ет­ся са­мой ва­ж­ной ха­ра­к­те­ри­сти­кой. Для опре­де­ле­ния от­тен­ка ис­поль­зу­ет­ся 27-­цвет­ная шка­ла.

Ри­су­нок 6. Шка­ла опре­де­ле­ния цве­та бри­л­ли­ан­та (и­сточ­ник – Asteria Diamonds). Цве­то­вая ле­ген­да:

Ка­ж­дый цвет бри­л­ли­ан­та име­ет де­вять гра­да­ций ин­тен­сив­но­сти. Ос­но­в­ные из них: faint (не­з­на­чи­тель­ная), light (сла­бая), fancy light (сла­бо-­фан­та­зий­ная), fancy (фан­та­зий­ная), fancy intense (ин­тен­сив­но-­фан­та­зий­ная), fancy deep (на­сы­щен­но-­фан­та­зий­ная), fancy vivid (яр­ко-­фан­та­зий­ная). Сто­и­мость фан­та­зий­но­го бри­л­ли­ан­та рез­ко воз­рас­та­ет по ме­ре уве­ли­че­ния ин­тен­сив­но­сти цве­та. По-­на­сто­я­ще­му са­мы­ми до­ро­ги­ми и ред­ки­ми фан­та­зий­ны­ми цвет­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми яв­ля­ют­ся ка­м­ни с ин­тен­сив­но­стью цве­та fancy vivid, сле­дом за ко­то­ры­ми идут ка­м­ни fancy intense.

Ри­су­нок 7. Шка­ла цве­та и на­сы­щен­но­сти для цвет­ных бри­л­ли­ан­тов (и­сточ­ник – Asteria Diamonds).

Есть еще та­кая раз­но­вид­ность ка­м­ней, как чер­ные бри­л­ли­ан­ты. Они ста­но­вят­ся та­ки­ми за счет гра­фи­то­вых и ге­ма­ти­то­вых при­ме­сей, не­про­зра­ч­ны и от­ра­жа­ют свет толь­ко по­верх­но­стью. Кро­ме то­го, они име­ют осо­бую, от­ли­ч­ную от осталь­ных ал­ма­зов струк­ту­ру – кар­бо­на­до, со­сто­я­щую из мел­ко­зер­ни­стых не­пра­виль­ных кус­ков (об­ло­м­ков) кри­стал­лов. За счет это­го они очень хру­п­ки на и сло­ж­ны в огран­ке. Стро­го го­во­ря, до не­дав­не­го вре­ме­ни чер­ные бри­л­ли­ан­ты счи­та­лись бра­ком и в юве­ли­р­ном де­ле не ис­поль­зо­ва­лись. Мо­ду на них ввел юве­ли­р­ный дом de Grisogono, пред­ста­вив кол­лек­цию ко­лец, бро­шей, се­рег, за­по­нок и ча­сов, укра­шен­ных чер­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми. Од­на­ко не­смо­т­ря на та­кое при­з­на­ние, по це­не чер­ные бри­л­ли­ан­ты по-­пре­ж­не­му за­мет­но про­и­г­ры­ва­ют сво­им про­зра­ч­ным со­бра­тьям.

Ред­ко в при­ро­де встре­ча­ют­ся про­зра­ч­ные чер­ные ал­ма­зы – тут де­ло в уже упо­мя­ну­тых струк­тур­ных ано­ма­ли­ях, а не в при­ме­сях. Та­кие ка­м­ни бас­но­с­ло­в­но до­ро­ги и тор­гу­ют­ся толь­ко на аук­ци­о­нах.

Кста­ти. Исто­ри­че­ски для обо­з­на­че­ния ка­че­ства бри­л­ли­ан­тов ис­поль­зо­ва­лись раз­ли­ч­ные си­сте­мы. Это бы­ли I, II, III и A, B, C; за­тем – АА и ААА для ал­ма­зов ка­че­ством луч­ше, чем А. Цвет не­ред­ко обо­з­на­ча­ли ме­та­фо­ри­че­ски­ми тер­ми­на­ми – «во­да», «ре­ка» или, на­при­мер, «мыс» для блед­но-­жел­тых бри­л­ли­ан­тов с Мы­са Доб­рое На­де­ж­ды. Уже поз­же, ко­г­да был со­з­дан Аме­ри­кан­ский Ге­м­мо­ло­ги­че­ский Ин­сти­тут (GIA) и раз­ра­бо­та­на ме­ж­ду­на­род­ная шка­ла клас­си­фи­ка­ции бри­л­ли­ан­тов, од­ной из за­дач ста­ло од­но­зна­ч­ное от­де­ле­ние но­вой шка­лы от уже су­ще­ству­ю­щих. Имен­но по­это­му гра­да­ции цве­та в GIA на­чи­на­лись с D – что­бы не пу­тать с клас­са­ми А, В И С, ко­то­рые уже су­ще­ство­ва­ли в дру­гих, ме­нее по­сле­до­ва­тель­ных шка­лах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: