Отчeтный доклад В.И.Таракановского на XVII съезде старателей России

Про­шло три го­да по­с­ле XVI съез­да Со­ю­за ста­ра­те­лей. 21 фев­ра­ля Со­ю­зу ста­ра­те­лей, ко­то­рый был со­з­дан ещe во вре­ме­на Со­вет­ско­го Со­ю­за, ис­пол­ня­ет­ся 29 лет. Из них 26 лет при­шлись на усло­вия ра­бо­ты при но­вом для стра­ны ка­пи­та­ли­сти­че­ском строе.

В 1989 г. 1-й учре­ди­тель­ный съезд объ­е­ди­нил по­чти 80 тыс. ста­ра­те­лей из 180 ар­те­лей (в т.ч. из Рос­сии 155 ар­те­лей). Ос­но­в­ная цель со­з­дан­ной ста­ра­те­ля­ми ор­га­ни­за­ции — пред­став­ле­ние еди­ных, об­щих ин­те­ре­сов при вза­и­мо­дей­ствии с ор­га­на­ми вла­сти лю­бо­го уро­в­ня, а та­к­же вы­ра­бо­т­ка от­рас­ле­вых норм и пра­вил, в том чис­ле для их за­ко­но­да­тель­но­го во­п­ло­ще­ния.

За 26 лет в со­вре­мен­ной Рос­сии (1992–2017) бы­ло до­бы­то бо­лее 4,5 тыс. тонн зо­ло­та из 19,5 тыс. тонн, до­бы­тых за по­чти 300-лет­нюю ис­то­рию рос­сий­ской зо­ло­то­до­бы­чи (бо­лее 23%). В на­сто­я­щее вре­мя по до­бы­че зо­ло­та Рос­сия за­ни­ма­ет 3-е ме­сто в ми­ре вслед за Ки­та­ем и Ав­стра­ли­ей, зна­чи­тель­но опе­ре­жая та­кие стра­ны, как США, Ка­на­ду, Пе­ру и ЮАР.

До­бы­ча зо­ло­та из недр за по­след­ние го­ды (2014–2017) дер­жи­т­ся при­мер­но на од­ном уро­в­не — в сред­нем око­ло 260 тон­н/­год, из них бо­лее 70 тонн при­хо­ди­т­ся на рос­сы­п­ную до­бы­чу (27,4%). Не­смо­т­ря на по­сто­ян­ный рост руд­ной до­бы­чи в Рос­сии (за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие она удво­и­лась), в «об­щем за­чe­те» по­ка ли­ди­ру­ет рос­сы­п­ное зо­ло­то — за 26 лет его до­бы­ли 2560 тонн (57%).

Ос­но­в­ной вклад в до­бы­чу рос­сы­п­но­го зо­ло­та вно­сят ста­ра­тель­ские ар­те­ли и не­боль­шие пред­при­я­тия. Из 460 пред­при­я­тий в стра­не 85% до­бы­ва­ют ме­нее 500 кг, ме­нее 100 кг до­бы­ва­ют 60%, и толь­ко 23 пред­при­я­тия (5%) до­бы­ва­ют бо­лее 2 тонн.

Ус­пе­хи рос­сий­ской зо­ло­то­до­бы­чи мо­г­ли бы быть зна­чи­тель­но бо­лее ве­со­мы­ми, ес­ли бы ор­га­ны за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­сти при­слу­ши­ва­лись к мне­нию зо­ло­то­до­бы­т­чи­ков и не со­з­да­ва­ли мно­го­чис­лен­ных пре­пят­ствий в ра­бо­те. Чет­верть ве­ка идeт не­пре­ры­в­ное «со­вер­шен­ство­ва­ние» за­ко­но­да­тель­ства в об­ла­сти не­дро­поль­зо­ва­ния.

Под­лин­ная эпи­де­мия с кор­рек­ти­ро­в­ка­ми за­ко­нов, ко­дек­сов и дру­гих нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, ко­то­рые опре­де­ля­ют усло­вия ра­бо­ты пред­при­я­тий на зо­ло­то­до­бы­че, охва­ти­ла как за­ко­но­да­те­лей, так и чи­но­в­ни­ков, «со­вер­шен­ству­ю­щих» под­за­кон­ные ак­ты и ин­струк­ции.За по­след­ние го­ды (по­с­ле при­ня­тия) в За­ко­ны «О нед­рах» и «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», в Лес­ной, Вод­ный и Зе­мель­ный ко­дек­сы бы­ло вне­се­но око­ло 260 по­пра­вок и из­ме­не­ний. Это не счи­тая со­тен под­за­кон­ных ак­тов и мно­го­чис­лен­ных от­рас­ле­вых ин­струк­ций, ко­то­рые то­же ме­ня­ют­ся с за­вид­ным по­сто­ян­ством.

Та­кая че­хар­да зна­чи­тель­но осло­ж­ни­ла хо­зяй­ствен­ную жизнь кру­п­ных пред­при­я­тий с мо­щ­ны­ми юри­ди­че­ски­ми слу­ж­ба­ми, а что мо­ж­но го­во­рить о не­боль­ших ар­те­лях и кол­лек­ти­вах зо­ло­то­до­бы­т­чи­ко­в! Сро­ки офор­м­ле­ния до­ку­мен­та­ции на осво­е­ние но­вых ме­сто­ро­ж­де­ний и от­дель­ных участ­ков уве­ли­чи­лась с 5–6 ме­ся­цев до 2–3 лет, ино­г­да рас­тя­ги­ва­ясь на це­лую пя­ти­лет­ку. Та­ко­му по­ло­же­нию дел спо­соб­ству­ет рез­кое уве­ли­че­ние чис­ла чи­но­в­ни­ков в со­вре­мен­ной Рос­сии: ес­ли в 2000 го­ду на 10000 на­се­ле­ния при­хо­ди­лось 79,4 чи­но­в­ни­ка, то в 2017 — 146,2! Этой бо­лее чем двух­ми­л­ли­он­ной ар­мии на­до чем-то за­ни­мать­ся, в ре­зуль­та­те из­ли­ш­няя ре­гла­мен­та­ция про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти ста­ла под­лин­ным би­чом для пред­при­я­тий.

Б­ю­ро­кра­тов раз­ве­лось столь­ко, что они на­чи­на­ют впол­не ощу­ти­мо нам вре­дить. Обра­щусь к вы­ска­зы­ва­нию Дзер­жин­ско­го Ф. Э. о чи­но­в­ни­ках, ко­то­рое он сде­лал 95 лет на­зад в далeком 1923 го­ду: «…что­бы… го­су­дар­ство не обан­к­ро­ти­лось, не­об­хо­ди­мо раз­ре­шить про­б­ле­му гос­а­п­па­ра­то­в… Ка­ко­во на­сто­я­щее по­ло­же­ние? Не­у­дер­жи­мое раз­ду­тие шта­то­в… чу­до­ви­щ­ная бю­ро­кра­ти­за­ция вся­ко­го де­ла — го­ры бу­маг и со­т­ни ты­сяч пи­са­к… ми­л­ли­о­ны из­ли­ше­ств. Это ле­галь­ное по­жи­ра­ние го­си­му­ще­ства этой са­ран­чой. В при­да­чу к это­му не­слы­хан­ное, бес­сты­д­ное взя­точ­ни­че­ство, хи­ще­ния, во­пи­ю­щая бес­хо­зяй­ствен­но­сть, пре­сту­п­ле­ния, пе­ре­ка­чи­ва­ю­щие го­си­му­ще­ство в част­ные кар­ма­ны. …9/10 сил и энер­гии ухо­дит не на со­з­да­ние но­вых цен­но­стей, не на са­мо про­из­вод­ство, а на со­гла­со­ва­ние, от­чeт­но­сть, оправ­да­ние, ис­пра­ши­ва­ние. На ра­бо­ту нет вре­ме­ни. Мы уста­ли жить и бо­роть­ся».

При этом сле­ду­ет от­ме­тить, что чис­ло ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных и опы­т­ных со­труд­ни­ков рез­ко со­кра­ти­лось, всe ча­ще при­хо­ди­т­ся стал­ки­вать­ся с во­пи­ю­щей не­ко­м­пе­тен­т­но­стью так на­зы­ва­е­мых спе­ци­а­ли­стов.

Та­кой при­мер. По­не­ся зна­чи­тель­ные рас­хо­ды на при­об­ре­те­ние ли­цен­зии на ме­сто­ро­ж­де­ние, не­дро­поль­зо­ва­тель се­го­д­ня за­ча­стую не мо­жет сра­зу при­сту­пить к про­мы­ш­лен­но­му осво­е­нию участ­ка недр из-­за за­пре­тов на за­ко­но­да­тель­ном уро­в­не (Зе­мель­ный, Лес­ной, Вод­ный Ко­дек­сы и иные Фе­де­раль­ные за­ко­ны). Рос­недра, вы­став­ляя ме­сто­ро­ж­де­ние на кон­курс, обя­за­ны пре­до­ста­вить не­дро­поль­зо­ва­те­лю «чи­стый», го­то­вый к ра­бо­те уча­сток в со­о­т­вет­ствии с ре­гла­мен­том Рос­недр на ос­но­ва­нии При­ка­за МПР №315 от 29.09.2009 г. Од­на­ко на пра­к­ти­ке это не все­г­да со­б­лю­да­ет­ся из-­за бю­ро­кра­ти­че­ских про­во­ло­чек, и по­бе­ди­те­лю аук­ци­о­на са­мо­му при­хо­ди­т­ся за­ни­мать­ся со­гла­со­ва­ни­ем до­ку­мен­та­ции. Не­ред­ко один и тот же уча­сток при­хо­ди­т­ся пе­ре­о­фор­м­лять не­од­но­крат­но, пе­ре­та­со­вы­вая его при­на­д­ле­ж­ность к зе­м­лям раз­ли­ч­ных фон­дов. Пе­ре­дан­ный в арен­ду го­су­дар­ством уча­сток мо­жет вхо­дить в зе­м­ли осо­бо­о­хра­ня­е­мых тер­ри­то­рий, зе­м­ли обо­ро­ны, без­о­пас­но­сти, за­па­са, о чeм не­дро­поль­зо­ва­тель не пре­ду­пре­ж­да­ет­ся из­на­чаль­но. В ито­ге часть за­па­сов, за ко­то­рые уже за­пла­че­ны ве­со­мые ми­л­ли­о­ны руб­лей, от­ра­бо­тать в ито­ге не уда­ст­ся из-­за за­пре­тов.

Пер­вый за­кон РФ «О нед­рах», ос­но­ван­ный на со­вет­ском опы­те управ­ле­ния и при­ня­тый в 1992 го­ду, чет­ко ука­зы­вал на не­об­хо­ди­мость упро­щeн­но­го до­сту­па для на­ча­ла ра­бот: «Пре­до­став­ле­ние ли­цен­зий на поль­зо­ва­ние недра­ми осу­ще­ств­лять од­но­вре­мен­но с пре­до­став­ле­ни­ем зе­мель­но­го участ­ка». В даль­ней­шем это по­ло­же­ние не­од­но­крат­но кор­рек­ти­ро­ва­лось и окон­ча­тель­но за­труд­ни­ло осво­е­ние ме­сто­ро­ж­де­ний. Те­перь вла­де­лец ли­цен­зии сам дол­жен за­ни­мать­ся мно­го­чис­лен­ны­ми со­гла­со­ва­ни­я­ми. И ес­ли для боль­ших пред­при­я­тий, осва­и­ва­ю­щих кру­п­ные ме­сто­ро­ж­де­ния со сро­ка­ми от­ра­бо­т­ки 10–20 и бо­лее лет, за­ко­но­да­тель­ные из­ме­не­ния не так об­ре­ме­ни­тель­ны, то не­боль­шим пред­при­я­ти­ям при­хо­ди­т­ся еже­год­но офор­м­лять по не­сколь­ко но­вых участ­ков, ко­то­рые бу­дут от­ра­бо­та­ны за не­сколь­ко ме­ся­цев в свя­зи с не­боль­ши­ми за­па­са­ми на ка­ж­дом из них.

По до­бы­че рос­сы­п­но­го зо­ло­та Рос­сия проч­но удер­жи­ва­ет ми­ро­вое пе­р­вен­ство на про­тя­же­нии по­след­не­го сто­ле­тия, од­на­ко фи­зи­че­ские объ­e­мы его до­бы­чи с 1991 го­да не­ук­лон­но сни­жа­ют­ся. Ес­ли сред­не­го­до­вая до­бы­ча в 1976–1980 гг. со­став­ля­ла 126,8 тон­ны, в 1986–1991 гг. — 113,7, то в 2006–2010 гг. — все­го 56,3 тон­ны. За по­след­ние 3 го­да по­ло­же­ние не­сколь­ко вы­пра­ви­лось: сред­не­го­до­вая до­бы­ча вы­рос­ла до 70,5 тон­ны.

Са­мое обид­ное в этой си­ту­а­ции, что со­кра­ще­ние рос­сы­п­ной зо­ло­то­до­бы­чи в на­шей стра­не про­ис­хо­дит не по объ­ек­тив­ным при­чи­нам, а боль­шей ча­стью из-­за за­ко­но­да­тель­ных и бю­ро­кра­ти­че­ских ба­рье­ров.

В на­сто­я­щее вре­мя сы­рье­вая ба­за рос­сы­п­ной зо­ло­то­до­бы­чи со­став­ля­ет (о­ста­ток за­па­сов, утвер­ж­дeн­ных ГКЗ и ТКЗ) око­ло 900 тонн по ка­те­го­ри­ям А+B+C12, из них ак­тив­ных за­па­сов (раз­ра­ба­ты­ва­е­мых, под­го­тав­ли­ва­е­мых к осво­е­нию, раз­ве­ды­ва­е­мых) — не бо­лее 400 тонн. Сы­рье­вая ба­за рос­сы­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ний зо­ло­та — ос­но­в­но­го ис­точ­ни­ка для ра­бо­ты бо­лее 400 пред­при­я­тий — ис­то­ще­на до пре­де­ла. Об этом го­во­рит та­кой факт: да­же за не­з­на­чи­тель­ные по за­па­сам участ­ки (не­ред­ко толь­ко с про­г­ноз­ны­ми ре­сур­са­ми) пред­при­я­тия вы­кла­ды­ва­ют огро­м­ные день­ги. На­при­мер, не­дав­но в За­бай­ка­лье Цен­тр­си­б­нед­ра на аук­ци­о­нах ре­а­ли­зо­ва­ло ли­цен­зии на раз­ра­бо­т­ку двух участ­ков рос­сы­п­но­го зо­ло­та, вы­ру­чив за них око­ло 900 млн руб­лей при стар­то­вом пла­те­же 47 млн руб. и за­па­сах зо­ло­та 2,3 тон­ны (не­дро­поль­зо­ва­те­ли за­пла­ти­ли на этом эта­пе свы­ше 15% от воз­мо­ж­ной це­ны ре­а­ли­за­ции зо­ло­та — око­ло 400 руб./­грамм). По­раз­мыс­лив, по­бе­ди­те­ли в ито­ге от­ка­за­лись от та­кой пи­р­ро­вой по­бе­ды с не­мыс­ли­мы­ми це­на­ми.

В усло­ви­ях ис­то­щeн­ной сы­рье­вой ба­зы в «Стра­те­гию раз­ви­тия ми­не­раль­но-­сы­рье­вой ба­зы (МСБ) РФ до 2030 го­да» (п. 71) не­об­ду­ман­но за­пи­са­ли: «Фи­нан­си­ро­ва­ние за счет средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та по­ис­ко­вых и оце­ноч­ных ра­бот, не­по­сред­ствен­но ори­ен­ти­ро­ван­ных на вос­про­из­вод­ство МСБ, бу­дет по­сте­пе­н­но со­кра­щать­ся вплоть до пол­но­го пре­кра­ще­ния в 2021 го­ду». Ме­ж­ду тем в гос­бюд­жет от про­да­жи ли­цен­зий на ме­сто­ро­ж­де­ния дра­г­ме­тал­лов и дра­г­ка­м­ней еже­год­но по­сту­па­ют ми­л­ли­ар­ды руб­лей (в 2016 г. — око­ло 18 млрд руб.), и это ре­ше­ние ли­ша­ет бюд­жет в бу­ду­щем ва­ж­ной ста­тьи его по­пол­не­ния. В го­су­дар­ствен­ном ба­лан­се ве­ли­ка до­ля не­а­к­тив­ных за­па­сов, ко­то­рые сто­ят на учe­те де­сят­ки лет, что со­з­даeт ил­лю­зию вы­со­кой обес­пе­чен­но­сти за­па­са­ми.

Мы счи­та­ем, что го­су­дар­ству не­об­хо­ди­мо со­з­дать ши­ро­кий фронт ра­бот по гео­ло­ги­че­ско­му изу­че­нию недр для по­ис­ка но­вых ме­сто­ро­ж­де­ний дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сколь­ку зо­ло­то — един­ствен­ное по­лез­ное ис­ко­па­е­мое (ПИ), по­ис­ки ме­сто­ро­ж­де­ний ко­то­ро­го в сред­не­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве це­ле­со­об­раз­но ве­сти за счет средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та. Во-­пе­р­вых, это на­и­бо­лее вос­тре­бо­ван­ное ПИ (по­ми­мо не­ф­ти) сре­ди не­дро­поль­зо­ва­те­лей. Во-в­то­рых, мно­го­об­ра­зие ти­пов ме­сто­ро­ж­де­ний и об­ста­но­вок их фор­ми­ро­ва­ния от­кры­ва­ет очень ши­ро­кие пе­р­с­пе­к­ти­вы для по­ис­ков зо­ло­то­руд­ных ме­сто­ро­ж­де­ний во мно­гих ре­ги­о­нах Рос­сии. В-тре­тьих, вы­пол­не­ние по­ис­ко­вых ра­бот на пе­р­с­пе­к­тив­ных участ­ках, вы­де­лен­ных в ре­зуль­та­те пред­ше­ству­ю­щих ре­ги­о­наль­ных ис­сле­до­ва­ний за счет средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та, поз­во­лит быст­ро и объ­ек­тив­но оце­нить эф­фек­тив­ность вло­же­ния го­су­дар­ствен­ных средств в про­ек­ты, ко­то­рые во всем ми­ре фи­нан­си­ру­ют­ся част­ны­ми ко­м­па­ни­я­ми. Обес­пе­чить го­су­дар­ствен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние по­ис­ко­во-о­це­ноч­ных и гео­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот (ГРР) на ме­сто­ро­ж­де­ния зо­ло­та — ва­ж­ней­шая за­да­ча в об­ла­сти по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния впе­рeд.

В на­сто­я­щее вре­мя в Рос­сии от­сут­ству­ют ме­ха­низ­мы сти­му­ли­ро­ва­ния гео­ло­го­раз­вед­ки, по­это­му ­не­об­хо­ди­мо вер­нуть­ся к во­про­су ко­м­пе­н­са­ции про­из­вод­ствен­ных рас­хо­дов пред­при­я­тий на гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты из НДПИ, как это бы­ло пре­ж­де (из 7,8% пла­те­жей по НДПИ 50% на­прав­ля­лось на воз­ме­ще­ние за­трат пред­при­я­тий на ГРР).С ини­ци­а­ти­вой вве­сти на­ло­го­вые вы­че­ты за­трат на гео­ло­го­раз­вед­ку из НДПИ ещe в 2014 го­ду вы­сту­пил гла­ва Мин­при­ро­ды С.Дон­ской, за­явив сле­ду­ю­щее: «Мы пред­ла­га­ем уста­но­вить их на уро­в­не до 60% от фа­к­ти­че­ски по­не­сен­ных ко­м­па­ни­ей за­трат». К со­жа­ле­нию, Пра­ви­тель­ство от­к­ло­ни­ло это пред­ло­же­ние. А ведь в ре­зуль­та­те сни­же­ния на­ло­га на до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­па­е­мых у не­дро­поль­зо­ва­те­лей по­яви­т­ся воз­мо­ж­ность на­прав­лять боль­ше средств на ГРР. За 2016 г. не­дро­поль­зо­ва­те­ли обес­пе­чи­ли фи­нан­си­ро­ва­ние ГРР на ме­сто­ро­ж­де­ни­ях дра­г­ме­тал­лов и дра­г­ка­м­ней в су­м­ме 24,7 млрд руб, а бюд­жет — толь­ко 3,4 млрд руб. (при этом НДПИ на до­бы­чу дра­г­ме­тал­лов и дра­г­ка­м­ней со­ста­вил 57,4 млрд руб).

Нель­зя не от­ме­тить не­об­хо­ди­мость пе­ре­смо­т­ра по­зи­ции Рос­недр в от­но­ше­нии рай­он­ных кон­ди­ций для не­боль­ших ме­сто­ро­ж­де­ний.

В дей­ству­ю­щих кон­ди­ци­ях (Про­то­кол ГКЗ №75-К от 29.10.1999 г.), пун­к­том 3.2. пре­ду­смат­ри­ва­лось ис­поль­зо­ва­ние рай­он­ных кон­ди­ций в ка­че­стве раз­ве­доч­ных и экс­плу­а­та­ци­он­ных (рос­сы­пей с су­м­мар­ны­ми за­па­са­ми зо­ло­та по од­ной рос­сы­пи до 500 кг), при этом воз­мо­жен был под­счeт за­па­сов не­сколь­ких раз­ных рос­сы­пей на од­ном объ­ек­те с су­м­мар­ны­ми за­па­са­ми в них бо­лее 500 кг, что со­о­т­вет­ство­ва­ло ло­ги­ке и це­ле­со­об­раз­но­сти. Вве­де­ние тре­бо­ва­ний укру­п­нeн­ных тех­ни­ко-­эко­но­ми­че­ских расчeтов (Пись­мо ФБУ ГКЗ №01-11/125 от 07.11.2016 г.), ко­то­рые фа­к­ти­че­ски яв­ля­ют­ся не­при­год­ны­ми при при­ме­не­нии для не­сколь­ких гео­мор­фо­ло­ги­че­ски раз­ных рос­сы­пей в пре­де­лах од­ной ли­цен­зии, за­став­ля­ет от­ка­зать­ся от пра­к­ти­ки при­ме­не­ния рай­он­ных кон­ди­ций, по­сколь­ку до­лин­ные рос­сы­пи с не­боль­ши­ми по мо­щ­но­сти тор­фа­ми и не­вы­со­ки­ми со­дер­жа­ни­я­ми вы­па­да­ют из под­счeта. В свя­зи с су­ще­ствен­ным ис­то­ще­ни­ем ми­не­раль­но-­сы­рье­вой ба­зы и ухуд­ше­ния ка­че­ства за­па­сов рос­сы­пей по со­дер­жа­нию не­дро­поль­зо­ва­те­ли вы­ну­ж­де­ны брать боль­шие по пло­ща­ди ли­цен­зи­он­ные объ­ек­ты, что пре­ду­смат­ри­ва­ет по­яв­ле­ние боль­шо­го ко­ли­че­ства за­па­сов, но с низ­ки­ми со­дер­жа­ни­я­ми. Как след­ствие вы­ше­из­ло­жен­но­го, про­ис­хо­дит уве­ли­че­ние в ра­зы ко­ли­че­ства не­об­хо­ди­мых для под­счeта ТЭО кон­ди­ций ма­те­ри­а­лов, что со­з­даeт зна­чи­тель­ные труд­но­сти для не­дро­поль­зо­ва­те­лей в свя­зи с от­сут­стви­ем ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов по раз­ра­бо­т­ке ТЭО. При этом сто­и­мость услуг име­ю­щих­ся спе­ци­а­ли­стов со­став­ля­ет от 2 млн руб. и бо­лее, хо­тя они не га­ран­ти­ру­ют утвер­ж­де­ние кон­ди­ций в ГКЗ (ТКЗ) по раз­ным при­чи­нам. Сро­ки раз­ра­бо­т­ки и за­щи­ты ТЭО кон­ди­ций со­став­ля­ют на се­го­д­ня­ш­ний мо­мент от од­но­го го­да и бо­лее…

Мы счи­та­ем, что при раз­ра­бо­т­ке рай­он­ных кон­ди­ций для не­боль­ших рос­сы­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ний (до 500 кг) при­ме­нять эти кон­ди­ции не ко все­му ме­сто­ро­ж­де­нию, а к рос­сы­п­но­му те­лу од­но­го мор­фо­ло­ги­че­ско­го ти­па (о­т­дель­но рас­смат­ри­вая до­лин­ные, тер­ра­со­вые рос­сы­пи и дру­гие рос­сы­п­ные фор­ми­ро­ва­ния). Сле­ду­ет по­ду­мать та­к­же о рас­ши­ре­нии об­ла­сти при­ме­не­ния рай­он­ных кон­ди­ций до 1,0 тон­ны.

В усло­ви­ях ис­то­щeн­ной сы­рье­вой ба­зы ре­ша­ю­щее зна­че­ние для успе­ш­ной ра­бо­ты пред­при­я­тий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са на зо­ло­то­до­бы­че яв­ля­ет­ся во­в­ле­че­ние в от­ра­бо­т­ку тех­но­ген­ных рос­сы­пей.

С­дер­жи­ва­ю­щим фа­к­то­ром ши­ро­ко­го осво­е­ния тех­но­ген­ных за­па­сов яв­ля­ет­ся от­сут­ствие в За­ко­не «О нед­рах» со­о­т­вет­ству­ю­щих опре­де­ле­ний. Мно­го­чис­лен­ные об­ра­ще­ния зо­ло­то­до­бы­т­чи­ков в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му с прось­ба­ми при­сту­пить к раз­ра­бо­т­ке за­ко­но­да­тель­ства о тех­но­ген­ных ме­сто­ро­ж­де­ни­ях оста­ют­ся без от­ве­та. Так, ещe в 2010 го­ду Ма­га­дан­ская об­ласт­ная Ду­ма об­ра­ти­лись в Го­с­ду­му с за­ко­но­про­ек­том по упро­ще­нию до­сту­па к тех­но­ген­ным рос­сы­пям. Од­на­ко рос­сий­ские де­пу­та­ты дол­го не раз­ду­мы­ва­ли и от­к­ло­ни­ли по­прав­ки в пред­ло­жен­ный спе­ци­а­ли­ста­ми за­ко­но­про­ект в пе­р­вом же чте­нии, не осо­знав его ва­ж­но­сти для раз­ви­тия гор­но­до­бы­ва­ю­щей про­мы­ш­лен­но­сти. Пред­ло­гом ста­ло за­клю­че­ние Пра­ви­тель­ства РФ о том, что по­ня­тие «тех­но­ген­ные рос­сы­пи» от­сут­ству­ет в рос­сий­ском за­ко­но­да­тель­стве. Не­по­нят­но, ка­кой «про­дви­ну­тый» юрист да­вал это за­клю­че­ние, ведь тер­мин «тех­но­ген­ные рос­сы­пи» был введeн ещe в 1950-е го­ды ака­де­ми­ком Ни­ко­ла­ем Ши­ло, он ис­поль­зу­ет­ся во всех гео­ло­ги­че­ских ме­то­ди­ках, опи­сан в «С­ло­ва­ре по гео­ло­гии рос­сы­пей» (М.: Недра, 1985). На­ко­нец, в «Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях по при­ме­не­нию Клас­си­фи­ка­ции за­па­сов ме­сто­ро­ж­де­ний и про­г­ноз­ных ре­сур­сов твер­дых по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (рос­сы­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ний)», раз­ра­бо­тан­ных ФГУ ГКЗ и утвер­ж­ден­ных Ми­ни­стром МПР РФ Трут­не­вым Ю.П. (рас­по­ря­же­ние №37-р 05.06.2007 г.), да­но по­дроб­ное опи­са­ние тех­но­ген­ных ме­сто­ро­ж­де­ний.

Рос­сий­ским за­ко­но­да­тель­ством от­ра­бо­т­ка тех­но­ген­ных рос­сы­пей не пре­ду­смо­т­ре­на. Тех­но­ген­ная рос­сыпь не мо­жет быть вы­став­ле­на на кон­курс (нет за­па­сов), сле­до­ва­тель­но, на нее не­воз­мо­ж­но по­лу­чить ли­цен­зию, а ес­ли нет утвер­ж­ден­ных за­па­сов, то до­бы­ча зо­ло­та не мо­жет быть за­кон­ной, так как до­бы­вать мо­ж­но толь­ко при на­ли­чии раз­ве­дан­ных и утвер­ж­ден­ных за­па­сов. Не­дав­но у од­ной из ар­те­лей в Не­рюн­г­рин­ском рай­о­не Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­тия) со­труд­ни­ка­ми ФСБ изъ­я­то 55 кг рос­сы­п­но­го шли­хо­во­го зо­ло­та, до­бы­то­го на тех­но­ген­ном участ­ке за пре­де­ла­ми ли­цен­зи­он­ной тер­ри­то­рии, и за­ве­де­но уго­ло­в­ное де­ло. Это не­смо­т­ря на то что пред­при­я­тие обес­пе­чи­ва­ет за­ня­тость со­тен тру­дя­щих­ся, за­кон­но сдаeт до­бы­тое зо­ло­то на аф­фи­на­ж­ный за­вод и ис­прав­но пла­тит все на­ло­ги.

Из-­за су­ще­ству­ю­щей за­ко­но­да­тель­ной «ды­ры» огро­м­ное чис­ло тех­но­ген­ных рос­сы­пей не осва­и­ва­ет­ся, а ма­лый биз­нес те­ря­ет воз­мо­ж­но­сти к рас­ши­ре­нию зо­ло­то­до­бы­чи из от­хо­дов пред­при­я­тий, на­ко­п­лен­ных за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия.

На­пря­мую с тех­но­ген­ны­ми ме­сто­ро­ж­де­ни­я­ми свя­зан во­прос о раз­ве­доч­но-­экс­плу­а­та­ци­он­ных по­ли­го­нах (РЭПы).

18.08.2016 г. пись­мом №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Рос­геол­экс­пе­р­ти­за» за­пре­ти­ло про­ход­ку РЭПов в ра­м­ках про­ек­тов ГРР, что рав­но­силь­но от­не­се­нию все­го до­бы­то­го при этом зо­ло­та к не­за­кон­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству. В Рос­сии из 70 тонн рос­сы­п­но­го зо­ло­та до 40% до­бы­ва­ет­ся из тех­но­ген­ных рос­сы­пей, ос­но­в­ным ме­то­дом осво­е­ния ко­то­рых яв­ля­ет­ся про­ход­ка РЭПов. Со­юз ста­ра­те­лей при­нял ак­тив­ное уча­стие в борь­бе за от­ме­ну это­го пись­ма, в ре­зуль­та­те че­го про­б­ле­му уда­лось ча­сти­ч­но ре­шить (до кон­ца 2018 г.) и сло­мить со­про­тив­ле­ние чи­но­в­ни­ков. Ре­шить этот во­прос окон­ча­тель­но мо­ж­но толь­ко на за­ко­но­да­тель­ном уро­в­не. Ра­бо­та Со­ю­за ста­ра­те­лей по за­ко­но­да­тель­но­му при­з­на­нию по­ня­тия «тех­но­ген­ные ме­сто­ро­ж­де­ния» про­дол­жа­ет­ся уже не­сколь­ко лет. За этот пе­ри­од во­прос не­од­но­крат­но под­ни­мал­ся на за­се­да­ни­ях Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­ты, Го­с­ду­мы, Рос­недр и раз­ли­ч­ных съез­дах и кон­фе­рен­ци­ях.

Со­юз ста­ра­те­лей сфор­му­ли­ро­вал ос­но­в­ные во­про­сы, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо ре­шать и пред­ло­жил пу­ти их ре­ше­ния:

— Тех­но­ген­ные рос­сы­пи и участ­ки пре­до­став­лять не­дро­поль­зо­ва­те­лям без про­ве­де­ния аук­ци­о­нов и кон­кур­сов, на ос­но­ва­нии рас­смо­т­ре­ния за­я­вок пред­при­я­тий ко­мис­си­я­ми с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей Рос­недр и ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

— Раз­ре­шить не­дро­поль­зо­ва­те­лям про­во­дить до­бы­чу дра­го­цен­ных ме­тал­лов из тех­но­ген­ных рос­сы­пей в гра­ни­цах пре­до­став­лен­но­го ли­цен­зи­ей гор­но­го от­во­да без гео­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния не­др.

— От­ме­нить тре­бо­ва­ние про­ве­де­ния го­су­дар­ствен­ной экс­пе­р­ти­зы тех­но­ген­ных за­па­сов.

— Упро­стить про­це­ду­ру про­д­ле­ния ли­цен­зий на от­ра­бо­тан­ные ме­сто­ро­ж­де­ния для осво­е­ния тех­но­ген­ных за­па­сов.

Э­ф­фек­тив­ность не­дро­поль­зо­ва­ния за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко эф­фек­тив­но ор­га­ни­зо­ва­но го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние в этой сфе­ре. А оно весь­ма не­эф­фек­тив­но. Пра­к­ти­че­ски нет раз­ли­чий ме­ж­ду тре­бо­ва­ни­я­ми к про­ек­ту по осво­е­нию ме­сто­ро­ж­де­ния Су­хой Лог с ты­ся­ча­ми тонн руд­но­го зо­ло­та (г­де пла­ни­ру­ет­ся мно­же­ство объ­ек­тов ка­пи­таль­но­го стро­и­тель­ства), и тре­бо­ва­ни­я­ми к про­ек­ту по осво­е­нию ме­сто­ро­ж­де­ния рос­сы­п­но­го зо­ло­та, где глав­ный объ­ект ка­пи­таль­но­го стро­и­тель­ства — это ба­ня. Здесь та­к­же по­на­до­бят­ся экс­пе­р­ти­зы, вре­мя, си­лы, за­тра­ты, пе­ре­го­во­ры с чи­но­в­ни­ка­ми. В од­ном из сво­их по­сла­ний Фе­де­раль­но­му со­бра­нию Пре­зи­дент Рос­сии В. Пу­тин от­ме­тил: «Мы не пе­р­вый раз го­во­рим о не­об­хо­ди­мо­сти но­вых под­хо­дов в ра­бо­те на­д­зор­ных, кон­троль­ных, пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов. Но из­ме­не­ния про­ис­хо­дят очень мед­лен­но. По-­пре­ж­не­му до­ми­ни­ру­ет об­ви­ни­тель­ный уклон. Вме­сто то­го что­бы пре­се­кать от­дель­ные на­ру­ше­ния, за­кры­ва­ют до­ро­гу, со­з­да­ют про­б­ле­мы ты­ся­чам за­ко­но­по­слу­ш­ных, ини­ци­а­тив­ных гра­ж­дан». Ска­за­ны эти сло­ва дав­но [­де­кабрь 2014], а из­ме­не­ний по­ка не вид­но.

Б­ю­ро­кра­ти­че­ские пре­по­ны за­клю­ча­ют­ся в том, что толь­ко по од­ной ли­цен­зии не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить 52 от­че­та и про­ек­та, из ко­то­рых 70% яв­ля­ют­ся плат­ны­ми, их сто­и­мость ко­леб­лет­ся от 30 до 70 тыс. руб. При этом из этих 52 до­ку­мен­тов, дай бог, ес­ли 5 име­ют ка­кую-то ва­ж­но­сть. Все осталь­ные бу­ма­ги про­сто обес­пе­чи­ва­ют ра­бо­чие ме­ста, за­р­пла­ту, про­жи­ва­ние в ци­ви­ли­зо­ван­ных усло­ви­ях для про­ве­ря­ю­щих и, кро­ме них, они ни­ко­му не ну­ж­ны.

У­про­ще­ние до­сту­па пред­при­я­тий на пра­ва поль­зо­ва­ния недра­ми

В 2015–2016 гг. Рос­нед­ра про­ве­ли ак­ту­а­ли­за­цию ли­цен­зий на поль­зо­ва­ние недра­ми. Уча­стие Со­ю­за ста­ра­те­лей Рос­сии в ра­бо­те по ак­ту­а­ли­за­ции ли­цен­зий поз­во­ли­ло не­ко­то­рым пред­при­я­ти­ям успе­ш­но скор­рек­ти­ро­вать сро­ки вы­пол­не­ния ли­цен­зи­он­ных со­гла­ше­ний и не на­р­вать­ся на штра­фы и ли­ше­ние ли­цен­зий. Не­сколь­ким пред­при­я­ти­ям Со­юз ста­ра­те­лей ока­зал пря­мое со­дей­ствие в раз­ре­ше­нии во­про­сов, свя­за­н­ных с ли­цен­зи­ро­ва­ни­ем (АС «Крив­басс», ПК АС «Да­у­рия», ООО «То­м­по-Ау­рум» и др.).

С­ни­же­ние та­ри­фов на элек­тро­энер­гию

Со­юз ста­ра­те­лей при­нял ак­тив­ное уча­стие в под­го­то­в­ке По­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ от 28.07.2017 № 895 «О до­сти­же­нии на тер­ри­то­ри­ях Даль­не­во­сточ­но­го фе­де­раль­но­го окру­га ба­зо­вых уро­в­ней цен (та­ри­фов) на элек­три­че­скую энер­гию (мо­щ­но­сть)». Но­вые рас­цен­ки на элек­тро­энер­гию да­дут тол­чок раз­ви­тию уже раз­ве­дан­ных ме­сто­ро­ж­де­ний зо­ло­та и дру­гих руд, до­бы­ча ко­то­рых по­ка не­вы­год­на. Сни­же­ние энер­го­та­ри­фов до сред­не­рос­сий­ско­го уро­в­ня даeт эко­но­мию даль­не­во­сточ­ным пред­при­я­ти­ям в объ­е­ме до 40 млрд рубл. в год. В сред­нем по Даль­не­му Во­сто­ку сни­же­ние та­ри­фа до­сти­г­ло 30%. Пред­ва­ри­тель­ные рас­че­ты ФАС пред­по­ла­га­ют, что на ко­м­пе­н­са­цию раз­ни­цы в та­ри­фах за 2017 г. бюд­жет Яку­тии по­лу­чит бо­лее 15,6 млрд руб., Ка­м­чат­ки — 2,5 млрд руб., Са­ха­ли­на — око­ло 2,3 млрд руб., Ма­га­дан­ской об­ла­сти — око­ло 1 млрд руб.

К со­жа­ле­нию, ко­м­пе­н­са­ция не кос­ну­лась со­тен пред­при­я­тий, ко­то­рые не име­ют цен­тра­ли­зо­ван­ных ис­точ­ни­ков энер­го­с­на­б­же­ния и вы­ра­ба­ты­ва­ют элек­тро­энер­гию соб­ствен­ны­ми ди­зель­ны­ми стан­ци­я­ми. Се­бе­сто­и­мость та­кой энер­гии вы­со­кая (до 18–20 руб./кВт•ч), и пред­при­я­тия ока­за­лись в край­не не­вы­год­ном по­ло­же­нии по срав­не­нию с те­ми, ко­то­рые по­лу­ча­ют льго­ты и ко­м­пе­н­са­ции.

Ре­фор­ма энер­ге­ти­ки «по-­чу­бай­су» ска­за­лась край­не от­ри­ца­тель­но на энер­го­с­на­б­же­нии гор­ных пред­при­я­тий. Де­ле­ние на ге­не­ри­ру­ю­щие, пе­ре­да­ю­щие и сбы­то­вые ча­сти при­ве­ли к то­му, что за ка­че­ство по­да­ва­е­мой энер­гии ни­кто не от­ве­ча­ет. К при­ме­ру, руд­ник Алек­сан­дро­в­ский в За­бай­каль­ском крае толь­ко за 2017 г. оста­нав­ли­ва­ли бо­лее 1000 раз из-­за низ­ко­го ка­че­ства по­да­ва­е­мой элек­тро­энер­гии. Та­кое без­об­ра­зие про­дол­жа­ет­ся уже в те­че­ние 3 лет. Гор­ня­кам по­нят­но, что это та­кое, вне­за­п­но оста­но­вить обо­га­ти­тель­ную фаб­ри­ку в про­цес­се пе­ре­ра­бо­т­ки ру­ды. Это и по­ло­м­ки обо­ру­до­ва­ния, и сни­же­ние из­в­ле­че­ния ме­тал­ла, пря­мые убы­т­ки и мо­раль­ные фа­к­то­ры. Ре­шить во­прос не уда­лось да­же на фе­де­раль­ном уро­в­не — ни в ми­ни­стер­стве энер­ге­ти­ки, ни в Ро­сте­х­на­д­зо­ре, ни в ан­ти­мо­но­поль­ном ве­до­м­стве. В ад­ми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та РФ по­о­бе­ща­ли дать от­вет к кон­цу фев­ра­ля. Сей­час си­ту­а­цию рас­смат­ри­ва­ют и в су­деб­ных ор­га­нах.

Ак­тив­ное уча­стие Со­юз ста­ра­те­лей Рос­сии при­нял в под­го­то­в­ке из­ме­не­ний в За­кон РФ «О нед­рах» в ча­сти со­з­да­ния ре­е­ст­ра не­доб­ро­со­ве­ст­ных участ­ни­ков аук­ци­о­нов на пра­во поль­зо­ва­ния участ­ка­ми не­др. В этом на­прав­ле­нии по­яви­лась по­ло­жи­тель­ная для не­дро­поль­зо­ва­те­лей су­деб­ная пра­к­ти­ка: в сен­тяб­ре 2017 г. Ин­го­дин­ский рай­он­ный суд Чи­ты при­з­нал ви­но­в­ны­ми в ко­м­мер­че­ском под­ку­пе в осо­бо кру­п­ных раз­ме­рах на аук­ци­о­нах бы­в­ше­го ген­ди­рек­то­ра «Ре­ги­он-Строй» Ан­д­рея Ми­хай­лю­ка и его за­ме­сти­те­ля Сте­па­на Пя­ти­на. Они при­з­на­ны ви­но­в­ны­ми в со­вер­ше­нии пре­сту­п­ле­ния, пре­ду­смо­т­рен­но­го ч. 8 ст. 204 УК РФ. Суд на­з­на­чил под­су­ди­мым на­ка­за­ние в ви­де штра­фа: Ми­хай­лю­ку — 22,5 млн руб., Пя­ти­ну — 15 млн руб.

Про­дол­жа­ет­ся ра­бо­та по при­з­на­нию по­бе­ди­те­лем аук­ци­о­на на пра­во поль­зо­ва­ния недра­ми од­но­го участ­ни­ка в слу­чае от­сут­ствия дру­гих участ­ни­ков.В Рос­нед­ра и ТПП на­прав­ле­ны пись­ма с прось­бой уско­рить раз­ра­бо­т­ку про­ек­та фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в За­кон РФ «О нед­рах» в ча­сти уточ­не­ния по­ряд­ка пре­до­став­ле­ния пра­ва поль­зо­ва­ния недра­ми с це­лью уста­но­в­ле­ния воз­мо­ж­но­сти вы­да­чи ли­цен­зии на поль­зо­ва­ние недра­ми един­ствен­но­му пре­тен­ден­ту на уча­стие в аук­ци­о­не на пра­во поль­зо­ва­ния недра­ми на участ­ки не­др. Сей­час об­су­ж­де­ние это­го во­про­са пе­ре­ме­сти­лось в Го­с­ду­му.

В ча­сти ре­ше­ния во­про­сов уско­ре­ния рас­смо­т­ре­ния за­я­вок для гео­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния участ­ков недр за счет соб­ствен­ных (в том чис­ле при­в­ле­чен­ных) средств поль­зо­ва­те­лей недр ­бы­ли под­го­то­в­ле­ны та­б­ли­цы со сро­ка­ми про­хо­ж­де­ния за­я­вок на всех эта­пах. Этот спра­воч­ный ма­те­ри­ал мо­жет по­мочь пред­при­я­ти­ям уско­рить сро­ки офор­м­ле­ния до­ку­мен­та­ции.

М­но­го уси­лий бы­ло пред­при­ня­то для от­ме­ны­ Рас­по­ря­же­ния Пра­ви­тель­ства РФ N849-р от 27 мая 2013 г. «Пе­ре­чень объ­ек­тов, не свя­за­н­ных с со­з­да­ни­ем лес­ной ин­фра­струк­ту­ры, для за­щи­т­ных ле­сов, экс­плу­а­та­ци­он­ных ле­сов, ре­зерв­ных ле­сов», ко­то­рое про­ти­во­ре­чит Лес­но­му и Вод­но­му ко­дек­сам и За­ко­ну РФ «О нед­рах» и серь­eз­но на­вре­ди­ло мно­гим зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щим пред­при­я­ти­ям. Точ­ное ис­пол­не­ние по­ло­же­ний, от­ра­жeн­ных в дан­ном рас­по­ря­же­нии, пра­к­ти­че­ски пол­но­стью за­пре­ща­ет рос­сы­п­ную зо­ло­то­до­бы­чу в стра­не. Этот во­прос не­од­но­крат­но под­ни­мал­ся Со­ю­зом ста­ра­те­лей на со­ве­ща­ни­ях на са­мом вы­со­ком уро­в­не, бы­ло на­прав­ле­но не­сколь­ко пи­сем в ТПП, Го­с­ду­му и Рос­нед­ра с тре­бо­ва­ни­ем от­ме­нить под­за­кон­ный акт. Опуб­ли­ко­ва­но не­сколь­ко ста­тей по этой те­ме.

Рос­нед­ра пред­ло­жи­ли вне­сти из­ме­не­ния в ста­тью 43 За­ко­на «О нед­рах» в ча­сти мно­го­крат­но­го уве­ли­че­ния ре­гу­ляр­ных пла­те­жей за нед­ра при пре­вы­ше­нии пре­дель­ных сро­ков поль­зо­ва­ния недра­ми.Со­юз ста­ра­те­лей по прось­бе ря­да ар­те­лей под­го­то­вил от­ри­ца­тель­ный от­зыв на это пред­ло­же­ние в Минэко­но­мраз­ви­тия и ТПП, что поз­во­ли­ло за­тор­мо­зить про­це­ду­ру при­ня­тия это­го из­ме­не­ния.

О до­пу­сти­мой про­дол­жи­тель­но­сти вах­ты в рай­о­нах Край­не­го Се­ве­ра.По­с­ле про­ведeн­ной Со­ю­зом ста­ра­те­лей ра­бо­ты 8 июня 2015 г. в Ста­тью 104 Тру­до­во­го Ко­дек­са РФ бы­ло вне­се­но из­ме­не­ние: «В слу­чае, ес­ли по при­чи­нам се­зон­но­го и (и­ли) тех­но­ло­ги­че­ско­го ха­ра­к­те­ра для от­дель­ных ка­те­го­рий ра­бо­т­ни­ков, за­ня­тых на ра­бо­тах с вред­ны­ми и (и­ли) опас­ны­ми усло­ви­я­ми тру­да, уста­но­в­лен­ная про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го вре­ме­ни не мо­жет быть со­б­лю­де­на в те­че­ние учет­но­го пе­ри­о­да про­дол­жи­тель­но­стью три ме­ся­ца, от­рас­ле­вым (ме­ж­о­т­рас­ле­вым) со­гла­ше­ни­ем и кол­лек­тив­ным до­го­во­ром мо­жет быть пре­ду­смо­т­ре­но уве­ли­че­ние учет­но­го пе­ри­о­да для уче­та ра­бо­че­го вре­ме­ни та­ких ра­бо­т­ни­ков, но не бо­лее чем до од­но­го го­да».

Д­ля ре­ше­ния во­про­са об от­не­се­нии ра­бот по до­бы­че дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней из рос­сы­п­ных и руд­ных ме­сто­ро­ж­де­ний к се­зон­ным ра­бо­там (По­ста­но­в­ле­ние Пра­ви­тель­ства №498 от 04.07.2002 г.) в ТПП РФ, об­ла­да­ю­щую пра­вом вно­сить на рас­смо­т­ре­ние пред­ло­же­ния в Го­с­ду­му, на­прав­ле­но пись­мо. Под­го­то­в­лен за­прос по это­му во­про­су в Мин­тр­уд.

В 2017 г. встал во­прос «О раз­ме­ре по­ле­во­го до­воль­ствия».В со­о­т­вет­ствии с пись­мом Де­пар­та­мен­та на­ло­го­вой и та­мо­жен­ной по­ли­ти­ки Мин­фи­на Рос­сии от 10 ав­гу­ста 2017 г. №03-15-06/51340 «О на­ло­го­об­ло­же­нии сумм по­ле­во­го до­воль­ствия», ко­то­рое под­твер­ди­ло, что со­глас­но Ста­тье 302 ТК РФ ра­бо­т­ни­кам ор­га­ни­за­ций, не от­но­ся­щих­ся к бюд­жет­ной сфе­ре, на­д­бав­ка за вах­то­вый ме­тод ра­бо­ты вы­пла­чи­ва­ет­ся в раз­ме­ре и по­ряд­ке, уста­нав­ли­ва­е­мых кол­лек­тив­ным до­го­во­ром, ло­каль­ным нор­ма­тив­ным ак­том, при­ни­ма­е­мым с уче­том мне­ния вы­бор­но­го ор­га­на пе­р­ви­ч­ной про­ф­со­юз­ной ор­га­ни­за­ции, тру­до­вым до­го­во­ром. Не­ко­то­рые пред­при­я­тия уста­нав­ли­ва­ли по­ле­вое до­воль­ствие в раз­ме­ре до 8500 руб. в сут­ки, по­лу­ча­лось, что пра­к­ти­че­ски вся опла­та тру­да вы­во­ди­лась из-­под на­ло­гов. По со­об­ще­ни­ям ме­ст­ных СМИ, ма­га­дан­ские на­ло­го­ви­ки оза­бо­ти­лись этой про­б­ле­мой и на­пра­ви­ли об­ра­ще­ние в Мин­фин Рос­сии и Фе­де­раль­ную на­ло­го­вую слу­ж­бу о вне­се­нии из­ме­не­ний в На­ло­го­вый ко­декс в ча­сти уста­но­в­ле­ния норм вы­пла­ты по­ле­во­го до­воль­ствия ра­бо­т­ни­кам зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий. Со­юз ста­ра­те­лей счи­та­ет, что в этом во­про­се на­до най­ти ра­зу­м­ный ко­м­про­мисс и уста­но­вить пре­дель­ный раз­мер по­ле­вых.

О ли­цен­зи­ро­ва­нии от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти

В­несeн­ные из­ме­не­ния в За­кон №99 от 04.05.2011 г. «О ли­цен­зи­ро­ва­нии от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти» по­тре­бо­ва­ли при во­в­ле­че­нии в ра­бо­ту но­вых ме­сто­ро­ж­де­ний по­сто­ян­но пе­ре­о­фор­м­лять мно­го­чис­лен­ные ли­цен­зии (на пра­во про­из­вод­ства мар­к­шей­дер­ских ра­бот, на пра­во осу­ще­ств­ле­ния де­я­тель­но­сти, свя­за­н­ной с об­ра­ще­ни­ем ВВ, на осу­ще­ств­ле­ние де­я­тель­но­сти «Экс­плу­а­та­ция взры­во­по­жа­ро­о­пас­ных и хи­ми­че­ски опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов» и т.д.). Ес­ли при от­ра­бо­т­ке руд­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, сро­ки экс­плу­а­та­ции ко­то­рых ис­чис­ля­ют­ся мно­ги­ми го­да­ми и де­ся­ти­ле­ти­я­ми, та­кой под­ход мо­жет быть оправ­дан, то при сро­ках от­ра­бо­т­ки рос­сы­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ний в не­сколь­ко ме­ся­цев не­боль­шие пред­при­я­тия на­хо­дят­ся в со­сто­я­нии по­сто­ян­но­го пе­ре­о­фор­м­ле­ния ли­цен­зий. По­это­му так ва­ж­но ис­клю­чить не­об­хо­ди­мость мно­го­крат­но­го пе­ре­о­фор­м­ле­ния ли­цен­зий на рос­сы­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ни­ях на от­дель­ные ви­ды де­я­тель­но­сти, свя­за­н­ные с рас­ши­ре­ни­ем мест осу­ще­ств­ле­ния де­я­тель­но­сти, под­ле­жа­щих ли­цен­зи­ро­ва­нию. По это­му во­про­су Со­юз ста­ра­те­лей ра­бо­та­ет с ор­га­на­ми Ро­сте­х­на­д­зо­ра.

У­же мно­го лет идут де­ба­ты и об­су­ж­де­ния раз­ли­ч­ных ва­ри­ан­то­в за­ко­но­про­ек­та о так на­зы­ва­е­мом «воль­ном при­но­се». По­след­ний ва­ри­ант за­ко­но­про­ек­та («О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ме­тал­лах» и в За­кон Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О нед­рах») был раз­ра­бо­тан во ис­пол­не­ние по­ру­че­ния Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Д. Мед­ве­де­ва от 15.10.2015 №ДМ-П9-7092.

Со­юз ста­ра­те­лей вы­пол­нил под­го­то­в­ку ста­ти­сти­ки хи­ще­ний дра­г­ме­тал­лов пу­тем за­про­сов в ре­ги­о­наль­ные струк­ту­ры МВД, опуб­ли­ко­вал не­сколь­ко ста­тей, во­прос под­ни­мал­ся на уро­в­не ТПП и Го­с­ду­мы. Мы счи­та­ем, что в пред­ло­жен­ном ви­де за­кон ра­бо­тать не бу­дет, а объ­e­мы хи­ще­ний зо­ло­та рез­ко воз­рас­тут. В этой свя­зи Со­юз ста­ра­те­лей ­пред­ла­га­ет уже­сто­чить ст. 191 УК РФ в ча­сти уси­ле­ния уго­ло­в­ной от­вет­ствен­но­сти за не­за­кон­ную до­бы­чу, не­ле­галь­ную ску­п­ку и тран­с­пор­ти­ро­в­ку дра­г­ме­тал­лов и пре­ду­смо­т­реть кон­фис­ка­цию пред­ме­тов, с по­мо­щью ко­то­рых бы­ли най­де­ны или из­в­ле­че­ны дра­го­цен­ные ме­тал­лы и т.д.Се­год­ня уго­ло­в­ная от­вет­ствен­ность за не­за­кон­ный обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов, при­род­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней или же­м­чу­га на­сту­па­ет толь­ко в слу­чае осу­ще­ств­ле­ния его в кру­п­ном раз­ме­ре (свы­ше 2 млн 250 тыс. руб.). По се­го­д­ня­ш­ним це­нам это ки­ло­грамм чи­сто­го зо­ло­та. Не­за­кон­ная до­бы­ча дра­го­цен­ных ме­тал­лов не яв­ля­ет­ся ни хи­ще­ни­ем, ни не­за­кон­ной сдел­кой с эти­ми цен­но­стя­ми. Толь­ко по­с­ле то­го, как ука­за­н­ные цен­но­сти не­за­кон­но до­бы­ты и пе­ре­шли в ре­зуль­та­те это­го в соб­ствен­ность РФ (п. 4 ст. 2 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях»), они мо­гут стать пред­ме­том хи­ще­ния.

Не­дав­но Пре­зи­дент Рос­сии утвер­дил за­ко­но­да­тель­ную ини­ци­а­ти­ву вла­стей Ка­ли­нин­гра­д­ской об­ла­сти об уже­сто­че­нии на­ка­за­ния за не­ле­галь­ную до­бы­чу ян­та­ря и не­ф­ри­та. Фе­де­раль­ным за­ко­ном в Ко­декс об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях РФ вне­се­ны из­ме­не­ния об уве­ли­че­нии раз­ме­ров штра­фов для чер­ных ко­па­те­лей. Для гра­ж­дан штраф уста­нав­ли­ва­ет­ся в раз­ме­ре от 200 до 500 тыс. руб. вме­сто пре­ж­них 3–5 тыс. руб., для дол­ж­но­ст­ных лиц он вы­рос с 30–50 тыс. до 500–800 тыс. руб. Ра­нее уста­но­в­лен­ный в пре­де­лах 1 млн руб. штраф для юри­ди­че­ских лиц в из­ме­нен­ной ре­да­к­ции ста­тьи КоАП опре­де­лен от 10 до 60 млн руб. Кро­ме то­го, рас­ши­ря­ет­ся пе­ре­чень пра­во­на­ру­ше­ний, по­па­да­ю­щих под на­ка­за­ние. Те­перь ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем счи­та­ет­ся не толь­ко са­мо­воль­ная до­бы­ча и сбыт не­за­кон­но до­бы­то­го ян­та­ря, а та­к­же его тран­с­пор­ти­ро­в­ка или хра­не­ние в це­лях сбы­та в на­ту­раль­ном или пе­ре­ра­бо­тан­ном ви­де. Дав­но по­ра на­ве­сти по­ря­док и в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

Ути­ли­за­ци­он­ный сбор

В 2012 г. в РФ вве­ли так на­зы­ва­е­мый «у­ти­ли­за­ци­он­ный» сбор (УС). А с 2016 г. под ути­ли­за­ци­он­ный сбор по­па­ло всe дви­жу­ще­е­ся обо­ру­до­ва­ние — стро­и­тель­ное, гор­ное, сель­ско­хо­зяй­ствен­ное, для лес­но­го хо­зяй­ства и да­же ав­то­при­це­пы. Су­м­мы сбо­ра в не­ма­лой сте­пе­ни уда­ри­ли по бюд­же­ту пред­при­я­тий. Так, сбор за но­вый 410-­силь­ный буль­до­зер со­став­ля­ет 2,25 млн руб, а б/у со сро­ком слу­ж­бы бо­лее 3 лет об­ла­га­ет­ся 15-­ми­л­ли­он­ной да­нью. Осо­бен­но по­стра­да­ли ма­ши­ны с мо­щ­но­стью до 200 л.с. — УС на них до­сти­га­ет 30% от сто­и­мо­сти. Но при­шло вре­мя воз­вра­щать этот сбор, а у чи­но­в­ни­ков до сих пор нет ме­ха­низ­ма его воз­вра­та. Со­юз ста­ра­те­лей под­нял этот во­прос, осо­бен­но ак­ту­аль­ный для пред­при­я­тий зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей про­мы­ш­лен­но­сти, рас­по­ло­жен­ных в труд­но­до­сту­п­ных ре­ги­о­нах Край­не­го Се­ве­ра и Даль­не­во­сточ­но­го ре­ги­о­на, ко­то­рые вы­пол­ня­ют ути­ли­за­цию соб­ствен­ны­ми си­ла­ми. Уже год чи­но­в­ни­ки Мин­про­м­тор­га хра­нят гро­бо­вое мол­ча­ние по по­во­ду не­од­но­крат­ных за­про­сов Со­ю­за ста­ра­те­лей. Мы под­го­то­ви­ли не­сколь­ко ста­тей в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные жур­на­лы, бу­дем под­ни­мать во­прос на за­се­да­ни­ях ТПП и Ко­ми­те­та Го­с­ду­мы по при­род­ным ре­сур­сам.

Ка­д­ро­вые во­про­сы

В хо­де так на­зы­ва­е­мой «мо­дер­ни­за­ции» в Рос­сии был ли­к­ви­ди­ро­ван один из ве­ду­щих гор­ных ВУЗов стра­ны — Мос­ко­в­ский гор­ный уни­вер­си­тет, под­го­то­вив­ший ты­ся­чи ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных гор­ных ин­же­не­ров. В ра­м­ках даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния си­сте­мы вы­с­ше­го об­ра­зо­ва­ния при­ка­зом Ми­ни­стер­ства об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки №399 от 12.04.2016 г. Мос­ко­в­ский гео­ло­го­раз­ве­доч­ный уни­вер­си­тет (МГРИ-РГГРУ) бы­ло при­ка­за­но при­со­е­ди­нить к РГУ не­ф­ти и га­за в ка­че­стве струк­тур­но­го под­раз­де­ле­ния. Объ­е­ди­не­ние со­вер­шен­но раз­но­пла­но­вых учеб­ных за­ве­де­ний (ме­то­ды по­ис­ка, раз­вед­ки, оцен­ки твер­дых по­лез­ных ис­ко­па­е­мых рез­ко от­ли­ча­ют­ся от ме­то­дов по­ис­ка не­ф­ти и га­за) не­из­бе­ж­но при­ве­ло бы к де­гра­да­ции си­сте­мы обу­че­ния в об­ла­сти гео­ло­гии твер­дых по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и даль­ней­ше­му па­де­нию пре­сти­жа про­фес­сии гео­ло­га. Со­юз ста­ра­те­лей на­пря­мую об­ра­ти­л­ся к VIII Все­рос­сий­ско­му съез­ду гео­ло­гов с прось­бой о вклю­че­нии в окон­ча­тель­ную ре­зо­лю­цию съез­да тре­бо­ва­ния о пре­кра­ще­нии раз­гро­ма си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния в об­ла­сти гео­ло­гии и со­хра­не­нии МГРИ-РГГРУ, а та­к­же об от­ме­не при­ка­за №399 о фа­к­ти­че­ской его ли­к­ви­да­ции. В ито­ге МГРИ, вы­пу­стив­ший за 100 лет (в этом го­ду от­ме­ча­ет­ся юби­лей со дня его об­ра­зо­ва­ния) ты­ся­чи гео­ло­гов, был со­хранeн и про­дол­жа­ет обу­чать сту­ден­тов.

Од­ним из глав­ных во­про­сов зо­ло­то­до­бы­чи яв­ля­ет­ся во­прос еe фи­нан­си­ро­ва­ния.Д­ля осво­е­ния да­же не­боль­шо­го зо­ло­то­руд­но­го ме­сто­ро­ж­де­ния в Рос­сии тре­бу­ет­ся 7–10 лет и 6–10 млрд руб. Бо­лее кру­п­ные объ­ек­ты тре­бу­ют зна­чи­тель­но боль­ших вло­же­ний. До кри­зи­са в от­но­ше­ни­ях с за­па­д­ны­ми стра­на­ми гор­ные пред­при­я­тия Рос­сии име­ли воз­мо­ж­ность при­в­ле­кать ино­стран­ные кре­ди­ты под 4–6% го­до­вых, се­го­д­ня бан­ки да­ют гор­ня­кам день­ги под 13–20% и бо­лее. Осво­ить но­вое ме­сто­ро­ж­де­ние с та­ким кре­ди­то­ва­ни­ем не под си­лу боль­шин­ству ин­ве­сто­ров.

Го­су­дар­ство в по­след­ние го­ды по­пол­ня­ет зо­ло­то­ва­лют­ные ре­зер­вы на 200 тонн в год, но на­пря­мую че­рез ГОХРАН по­ку­па­ет лишь 2–3 тон­ны зо­ло­та, осталь­ное идeт в каз­ну че­рез по­сред­ни­ков — ко­м­мер­че­ские бан­ки. Це­ле­со­об­раз­нее зо­ло­то по­лу­чать на­пря­мую у ГОХРАНа с пред­ва­ри­тель­ной опла­той у на­и­бо­лее на­дe­ж­ных пред­при­я­тий, ко­то­рые га­ран­ти­ро­ван­но вер­нут аван­сы (ко­то­рые как раз и до­бы­ва­ют эти 200 тонн). На эти це­ли по­тре­бу­ет­ся бу­ма­ж­ных 500–550 млрд руб. — их мо­ж­но и на­пе­ча­тать: эти день­ги не раз­го­нят ин­ф­ля­цию, по­сколь­ку бу­дут на­прав­ле­ны не на бан­ко­в­ские спе­ку­ля­ции, как это бы­ло пре­ж­де, а на фи­нан­си­ро­ва­ние ре­аль­но­го сек­то­ра. США, не стес­ня­ясь, пе­ча­та­ют бу­ма­ж­ные дол­ла­ры, об­ме­ни­вая их на впол­не ося­за­е­мые ма­те­ри­аль­ные ре­сур­сы. Обес­пе­чить пря­мую аван­со­вую за­ку­п­ку зо­ло­та у на­и­бо­лее на­дe­ж­ных пред­при­я­тий че­рез ГОХРАН мы счи­та­ем не­об­хо­ди­мым фа­к­то­ром даль­ней­ше­го раз­ви­тия зо­ло­то­до­бы­чи в стра­не.

Кро­ме пе­ре­чис­лен­ных во­про­сов, ко­то­ры­ми за­ни­мал­ся Со­юз ста­ра­те­лей Рос­сии, бы­ло ещe мно­го част­ных, к ре­ше­ни­ям ко­то­рых мы под­клю­ча­лись в ин­те­ре­сах от­дель­ных пред­при­я­тий.

1. О вне­се­нии пла­ты за раз­ме­ще­ние вскры­ш­ных по­род. Не­од­но­крат­но ряд пред­при­я­тий по­лу­чал не­о­бос­но­ван­ные штра­фы за раз­ме­ще­ние вскры­ш­ных по­род. На­ша по­зи­ция та­ко­ва: пла­та за раз­ме­ще­ние вскры­ш­ных по­род не дол­ж­на взы­мать­ся с пред­при­я­тий, по­сколь­ку по про­ше­ствии опре­делeн­но­го вре­ме­ни с из­ме­не­ни­ем эко­но­ми­че­ских усло­вий эти от­ва­лы вновь ста­но­вят­ся ис­точ­ни­ка­ми по­лез­но­го ис­ко­па­е­мо­го. В со­вет­ские вре­ме­на от­хо­ды де­я­тель­но­сти зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий счи­та­лись спе­ц­о­т­ва­ла­ми, ко­то­рые бы­ло за­пре­ще­но ис­поль­зо­вать на стро­и­тель­ство до­рог, ре­куль­ти­ва­цию и на про­чие це­ли.

2. На­прав­ле­но пись­мо в Со­вет Фе­де­ра­ции «О де­я­тель­но­сти Ре­ги­о­наль­ной об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Эко­ло­ги­че­ская вах­та Са­ха­ли­на», вклю­чен­ной Ми­ню­стом РФ в ре­естр не­ко­м­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций, вы­пол­ня­ю­щих фун­к­ции ино­стран­но­го аген­та. Со­юз ста­ра­те­лей под­дер­жал опа­се­ния не­м­но­го­чис­лен­ных зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий Са­ха­ли­на (ООО ар­тель ста­ра­те­лей «Во­сток-2» и ООО «КУРИЛГЕО») в том, что де­я­тель­ность РОО «Эко­ло­ги­че­ская вах­та Са­ха­ли­на» в ря­де слу­ча­ев на­прав­ле­на в ин­те­ре­сах иг­ро­ков, ко­то­рые не за­ин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии са­ха­лин­ских про­ек­тов, обес­пе­чи­ва­ю­щих за­ня­тость ме­ст­но­го на­се­ле­ния и под­дер­жи­ва­ю­щих об­ласт­ной бюд­жет.

3. Рас­ши­ре­ние за­яви­тель­но­го при­н­ци­па на по­лу­че­ние ли­цен­зий на гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты. Этот при­н­цип сей­час дей­ству­ет на участ­ках недр с твер­ды­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми с про­г­ноз­ны­ми ре­сур­са­ми ка­те­го­рии P3. На­ми от­ста­и­ва­ет­ся по­ло­же­ние, при ко­то­ром этот при­н­цип бу­дет рас­про­стра­нен на участ­ки с про­г­ноз­ны­ми ре­сур­са­ми ка­те­го­рий Р1 и Р2.

4. В це­лях за­щи­ты ин­те­ре­сов зо­ло­то­до­бы­т­чи­ков под­го­то­в­ле­но и о­пуб­ли­ко­ва­но бо­лее 40 ста­тей в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных из­да­ни­ях («Зо­ло­то­до­бы­ча» (АО «Ир­ги­ред­мет»), «Ме­тал­лы Евра­зии», «Зо­ло­то и тех­но­ло­гии», «На­прав­ле­ние — Даль­ний Во­сток», «Наш ре­ги­он — Даль­ний Во­сток», «Эко­но­ми­ка Во­сто­ка» и др.).

На по­ве­ст­ке дня оста­ет­ся це­лый ко­м­плекс не­про­стых во­про­сов по со­вер­шен­ство­ва­нию гор­но­го и на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ства, раз­ви­тию ми­не­раль­но-­сы­рье­во­го ко­м­плек­са, ка­д­ро­во­го обес­пе­че­ния пред­при­я­тий. От на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских ин­сти­ту­тов мы ждем со­вер­шен­ство­ва­ния ме­то­дов пе­ре­ра­бо­т­ки кон­цен­тра­тов упор­ных руд и раз­ви­тия тех­но­ло­гий по по­вы­ше­нию из­в­ле­че­ния мел­ко­го зо­ло­та. Ре­ше­ние вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных во­про­сов поз­во­лит в бли­жай­шие го­ды уве­ли­чить про­из­вод­ство зо­ло­та в Рос­сии до 350 и бо­лее тонн.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: