Специалистам ювелирной розницы: определение стилей в ювелирных украшениях

В Ме­ж­ду­на­род­ном Биз­нес-­цен­т­ре «6 ка­рат» про­дол­жа­ет­ся а­к­ция «ЦЕНЫ ПОПОЛАМ» на все кни­ги се­рии «Д­ля тех, у ко­го есть де­ло — юве­ли­р­ное».

У­ни­каль­ную ин­фор­ма­цию из­ве­ст­но­го ис­кус­ство­ве­да Ин­ны Ша­та­ло­вой о сти­лях в юве­ли­р­ных укра­ше­ни­ях най­дут спе­ци­а­ли­сты юве­ли­р­ной роз­ни­цы в по­след­них эк­зе­м­п­ля­рах кни­ги «Юве­ли­р­ный ма­га­зин. Тех­но­ло­гии про­даж». На­чи­на­ем цикл пуб­ли­ка­ций с от­ры­в­ка­ми из кни­ги.

З­на­ние ха­ра­к­тер­ных осо­бен­но­стей ху­до­же­ствен­ных сти­лей в юве­ли­р­ных укра­ше­ни­ях — это не толь­ко во­прос эру­ди­ции со­труд­ни­ков юве­ли­р­ных са­ло­нов, но и ва­ж­ней­шая со­став­ля­ю­щая их про­фес­сии.

Рас­смо­т­рим юве­ли­р­ные укра­ше­ния тех ис­то­ри­че­ских сти­лей и на­прав­ле­ний, к ко­то­рым на­и­бо­лее ча­сто об­ра­ще­но вни­ма­ние со­вре­мен­ных ди­зай­не­ров и ма­сте­ров, а та­к­же сти­ле­вые на­прав­ле­ния про­из­ве­де­ний юве­ли­ров Рос­сии по­след­них лет.

По­ня­тие «стиль»

Кор­ни са­мо­го сло­ва «­стиль» ухо­дят в эпо­ху ан­ти­ч­но­сти. В Древ­ней Гре­ции сло­вом «­сти­ло» на­зы­ва­ли за­о­ст­рен­ную де­ре­вян­ную или ме­тал­ли­че­скую па­лоч­ку, ко­то­рой де­ла­ли за­пи­си на вос­ко­вых та­б­ли­ч­ках. Как ка­те­го­рия ху­до­же­ствен­ная, озна­ча­ю­щая «об­щ­ность изоб­ра­зи­тель­ных средств и при­е­мов опре­де­лен­но­го вре­ме­ни и на­прав­ле­ния», тер­мин «стиль» стал упо­треб­лять­ся ме­нее трех сто­ле­тий на­за­д. Од­на­ко до­воль­но быст­ро его на­ча­ли вос­при­ни­мать как ­ва­ж­ней­шую ка­те­го­рию ис­кус­ство­з­на­ния, спра­вед­ли­во счи­тая, что ис­то­ри­че­ские ху­до­же­ствен­ные сти­ли — это ­сво­е­об­раз­ное зер­ка­ло вре­ме­ни и «сре­до­то­чие ис­то­рии ис­кус­ств».

Хро­но­ло­ги­че­ски сти­ли в ис­кус­стве от­но­сят к эпо­хе их воз­ни­к­но­ве­ния и фор­ми­ро­ва­ния. Од­на­ко чет­ких вре­мен­ных и гео­гра­фи­че­ских гра­ниц сти­лей, как пра­ви­ло, не су­ще­ству­ет.

При­ня­то вы­де­лять «­боль­шие» ис­то­ри­че­ские ху­до­же­ствен­ные сти­ли — ­го­ти­ку, ба­ро­к­ко, ро­ко­ко, клас­си­ци­з­м. Они раз­ви­ва­лись на про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни, охва­ты­вая мно­же­ство стран и раз­ные сфе­ры твор­че­ской де­я­тель­но­сти.

В ис­то­рии ис­кус­ства слу­ча­лось не раз, ко­г­да «боль­шие сти­ли», пе­ре­жив свое вре­мя, спу­стя де­ся­ти­ле­тия и да­же сто­ле­тия воз­ро­ж­да­лись вно­вь, в ви­де «­не­о­сти­лей» — «­не­о­го­ти­ка», необа­ро­к­ко, «не­о­клас­сизм, «в­то­рое» и да­же «тре­тье ро­ко­ко» и т.д.

Во все вре­ме­на про­ис­хо­ди­ло и ме­ха­ни­че­ское со­е­ди­не­ние раз­но­ха­ра­к­тер­ных мо­ти­вов и эле­мен­тов раз­ли­ч­ных сти­лей. По­доб­ное яв­ле­ние в Рос­сии, на­чи­ная с 30-х го­дов Х1Х ве­ка, при­ня­то на­зы­вать «­эк­лек­ти­кой».В на­ши дни по­яв­ля­ют­ся и но­вые на­и­ме­но­ва­ния (на­при­мер, ­фьюжн, микс и т.д.), но они еще окон­ча­тель­но не уста­но­ви­лись и не во­шли в об­ще­при­знан­ные сло­вар­ные из­да­ния.

Од­на­ко не­ред­ко об­ра­ще­ние к ис­то­ри­че­ским сти­лям вдох­но­в­ля­ло и на со­з­да­ние но­вых ори­ги­наль­ных про­из­ве­де­ний.

Исто­ри­че­ские сти­ли

Ба­ро­к­ко и Ро­ко­ко

1. Ба­ро­к­ко о­дин из са­мых пы­ш­ных и жи­во­пис­ных ис­то­ри­че­ских сти­лей, ко­то­ро­му при­су­щи яр­кая по­м­пез­ность и сдер­жан­ное ве­ли­чие, сво­е­об­раз­ная те­ат­раль­ность и мо­ну­мен­таль­но­сть. Эпо­ха ба­ро­к­ко охва­ты­ва­ет око­ло двух сто­ле­тий при­мер­но с 1550 по 1750 год. По­явив­шись в Ита­лии во вто­рой по­ло­ви­не ХVI ве­ка, оно в ХVII-ХVIII ве­ках рас­про­стра­ни­лось на мно­гие стра­ны Ев­ро­пы. На­и­бо­лее яр­ко в юве­ли­р­ном ис­кус­стве ба­ро­к­ко про­яви­лось во Фран­ции, где его рас­цвет со­в­пал с прав­ле­ни­ем Лю­до­ви­ка ХIV (1643-1715), как его на­зы­ва­ли — «Ко­ро­ля-Сол­н­ца».

На­бор укра­ше­ний со­о­т­вет­ство­вал пы­ш­но­му ко­стю­му свет­ских дам и ка­ва­ле­ров той эпо­хи. По вос­по­ми­на­ни­ям со­вре­мен­ни­ков, на пла­тьях при­двор­ных дам бы­ло «столь­ко дра­го­цен­но­стей и зо­ло­та, что они ед­ва мо­г­ли хо­дить».

Ни­ти же­м­чу­га, очень мод­но­го в эпо­ху ба­ро­к­ко, об­ви­ва­ли шею, ими укра­ша­ли во­ло­сы и та­лию.

В ушах свер­ка­ли рос­ко­ш­ные мно­го­дель­ные ­серь­ги, так на­зы­ва­е­мой фор­мы «жи­ран­доль», — с тре­мя под­вес­ка­ми, ча­ще все­го же­м­чу­ж­ны­ми, а по­рою и из огра­нен­ных ка­м­ней.
Паль­цы укра­ша­ли дра­го­цен­ные коль­ца с ру­би­на­ми и изу­мру­да­ми.Ка­м­ни гра­ни­ли пре­и­му­ще­ствен­но «та­б­ли­цей» и по­ме­ща­ли в вы­со­кие ка­сты, ко­то­рые ино­г­да де­ко­ри­ро­ва­ли чер­ной или го­лу­бой эма­лью.

За­мет­ное ме­сто в ко­стю­ме бы­ло от­ве­де­но бро­шам. По­рою их но­си­ли сра­зу по не­сколь­ко штук.

Не­боль­ши­ми бро­ша­ми-ро­зет­ка­ми, офор­м­лен­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми на цвет­ной фоль­ге, за­ка­лы­ва­ли мно­го­чис­лен­ные про­ре­зи на пла­тьях.


Илл.1 — Брошь-­бу­кет

Илл. 2. Брошь-­бан­т

Илл. 3 Брошь-скла­ва­ж

Кру­п­ные бро­ши вы­пол­ня­ли в ви­де эф­фек­т­но пе­ре­пле­тен­ных ве­ток или рос­ко­ш­ных бу­ке­тов из раз­но­цвет­ных ка­м­ней ли­бо дра­го­цен­ных лент, за­вя­за­н­ных бан­том.

Но на­и­бо­лее ха­ра­к­тер­ным укра­ше­ни­ем сти­ля ба­ро­к­ко яв­ля­ют­ся усы­пан­ные ка­м­ня­ми ажур­ные бро­ши — склав­жи. Бро­ши-склав­жи – оли­це­тво­ре­ние «сти­ля рос­ко­ши» — при­кре­п­ля­ли к шей­ной лен­те или ак­цен­ти­ро­ва­ли глу­бо­кое де­коль­те.

Юве­ли­р­ные из­де­лия укра­ша­ли и му­ж­ской ко­стюм. Ка­ф­тан за­сте­ги­вал­ся на длин­ный ряд пу­го­виц — ал­маз­ных, зо­ло­тых, се­реб­ря­ных, а изя­щ­ная обувь — на ал­маз­ные пря­ж­ки.

Ха­ра­к­тер­ные чер­ты сти­ля ба­ро­к­ко:

  • пы­ш­ность кру­п­ных по­чти мо­ну­мен­таль­ных фор­м
  • си­м­мет­ри­ч­ность ко­м­по­зи­ци­он­ных ре­ше­ний­
  • сло­ж­ные при­хо­т­ли­вые си­лу­эты­
  • не­о­бы­чай­ное бо­гат­ство де­ко­ра и ко­ло­ри­та, за счет ис­поль­зо­ва­ния яр­ких цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней и же­м­чу­га.

(Про­дол­же­ние сле­ду­ет…)

По­лу­чить до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию и за­ка­зать кни­ги
­мо­ж­но по те­ле­фо­нам
8-903-751-58-58; 8(495) 744-34-64
по e-mail: 6carat@inbox.ru; info@6carat.ru или на сай­те www.6carat.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: