Перечень изменений в законодательном и нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК.
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться с перечнем грядущих изменений в законодательном и нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК, против которых выступает ювелирная общественность. Гильдией ювелиров России при поддержке Клуба «Российская Ювелирная Торговля» разработан проект «Стратегии развития ювелирной отрасли России». Просим всех участников рынка принять самое активное участие в обсуждении Стратегии и выслать свои предложения в соответствии с перечнем в срок до 9 апреля.
ПЕРЕЧЕНЬ
изменений в законодательном и нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК.
РАЗДЕЛ 1.
Вступившие в действие изменения в законодательном и нормативно-правовом регулировании.
1.1. Увеличен размер пошлин за опробование и клеймение ювелирных изделий в 2 раза.
1.2. Введен новый пункт 8 в статью 161. Налогового кодекса РФ, согласно которого покупатели (получатели) ломов и отходов цветных металлов* стали признаваться налоговыми агентами. Ранее налоговыми агентами признавались продавцы.
* Отнесение драгоценных металлов к цветным металлам в отношении настоящей нормы не выяснено из-за отсутствия разъяснения.
1.3. Внесены дополнения в ст.7.5 Кодекса «Об административных правонарушениях РФ». Установлена административная ответственность за нарушения в сфере добычи, обработки и оборота полудрагоценных камней. Перечень полудрагоценных камней будет установлен Постановлением Правительства РФ.
РАЗДЕЛ 2.
Планируемые к принятию изменения в законодательном и нормативно-правовом регулировании.
2.1. Введение нового положения о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. (ОРВ 77539 до 01.02.2018).
2.2. Введение нового порядка снятия с обязательного специального учета в ФКУ «Пробирная палата России» юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями: в случае установления факта отсутствия юридического лица или индивидуального предпринимателя по адресу, указанному в карте специального учета при проведении мероприятий по контролю, будет производиться снятие его с учета в течение 10 дней (ОРВ 76209 до 16.01.2018).
2.3. Введение порядка выбора метода клеймения ювелирных изделий при их предъявлении на опробование и клеймение: выбор метода клеймения будет осуществляться филиалами государственных инспекций пробирного надзора по согласованию со сдатчиком. Если сдатчик не согласен с определенным уполномоченным лицом филиала методом клеймения, изделия возвращаются сдатчику в неклейменом виде. (ОРВ 76245 до 17.01.2018).
2.4. Внесение изменений в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с целью снятия ограничений по количеству и частоте проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства и осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. (ОРВ 76709 до 22.01.2018).
2.5. Увеличение в 5 раз (до 250 т.р.) размеров штрафов за нарушение обязательных требований юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение. (Проект Федерального Закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ОРВ 77204 до 26.01.2018).
2.6. Установление административной ответственности за отказ в предоставлении, несвоевременное предоставление и предоставление недостоверных сведений и документов в орган, уполномоченный на ведение реестра специального учета. Статья 19.7.17 КоАП РФ. Размер штрафа до 80 т.р. (ОРВ 77204).
2.7. Внесение изменений в законодательство «О культурных ценностях», предполагающие, что особенности вывоза, временного вывоза, ввоза и временного ввоза культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, могут быть установлены законодательством РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Четкие критерии, отличающие культурные ценности, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни от ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, не установлены.
2.8.Установление уголовной ответственности за контрабанду ювелирных изделий (внесение изменений в статью 226.1 Уголовного Кодекса РФ).
РАЗДЕЛ 3.
Ожидаемые к разработке изменения в законодательных и нормативно-правовых актов.
3.1. Введение лицензирования отдельных видов деятельности в сфере оборота ДМДК.
3.2. Исключение возможности применения специальных налоговых режимов при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере добычи, производства и оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
3.3. Установление ограничений для ведения хозяйственной деятельности в сфере добычи, производства и оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них индивидуальными предпринимателями (ИП).
3.4. Введение IT контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота с применением RFID-чипов для маркировки.
3.5. Введение обязательной сертификации ювелирных изделий.
3.6. Введение нового понятия для процесса переработки лома и отходов драгоценных металлов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занимающимися производством ювелирных изделий, исходя из которого этот процесс будет толковаться как составная часть производства аффинированных драгоценных металлов, что фактически приведет к приравниванию ювелирных предприятий к аффинажным предприятиям, имеющих специальный статус и порядок работы определенный Правительством.
3.7. Установление ограничений и условий для перевозки ювелирных изделий.
3.8. Введение требований по раскрытию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями при постановке на специальный учет информации о бенефициарных владельцах, а также о наличии у них неснятой (непогашенной) судимости по преступлениям в сфере экономической деятельности или преступлениям против государственной власти.
3.9. Подписание Соглашения «Об особенностях оборота ДМДК», которое предусматривает взаимное признание пробирных клейм государств-членов Евразийского Экономического Союза.
3.10. Включение ювелирных изделий в перечень подакцизных товаров в ст. 181 Налогового Кодекса РФ.
Ожидаемые последствия, обусловленные перечисленными инициативами
1. Формирование атмосферы нервозности и неопределенности у всех участников ювелирного рынка из-за отсутствия стабильности отраслевого законодательства и неясности перспектив на будущее.
2. Существенное снижение конкурентоспособности ювелирных изделий на розничном рынке как товарной группы из-за снижения покупательной способности населения и неизбежного роста стоимости ювелирных изделий в результате увеличения расходов на администрирование обязательных требований в сфере оборота драгоценных металлов и камней. Только расходы на администрирование требований 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» уже сравнимы с расходами на администрирование требований налогового кодекса.
3. Снижение привлекательности предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК, особенно – на этапе максимальной переработки драгоценного сырья в ювелирные изделия.
4. Переход части производств и оборота ювелирных изделий в теневой сектор экономики, привлекательность деятельности в котором увеличится.
5. Закрытие существенной части наименее рентабельных ювелирных производств и предприятий ювелирной торговли, относящихся к субъектам малого предпринимательства.