Новости

Пятнадцатимиллионный карат добыли на алмазном месторождении под Архангельском

Юби­лей­ный 15-­ми­л­ли­он­ный ка­рат в по­не­дель­ник до­бы­ли на ал­маз­ном ме­сто­ро­ж­де­нии им. Вла­ди­ми­ра Гри­ба, раз­ра­бо­т­ку ко­то­ро­го ве­дет АО «Ар­хан­гель­ск­геол­до­бы­ча» в Ме­зен­ском рай­о­не Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, со­об­щи­ли ТАСС в гор­но-о­бо­га­ти­тель­ном ко­м­би­на­те (ГОК).

ГОК на ме­сто­ро­ж­де­нии был вве­ден в строй 9 июня 2014 го­да.

«По про­ве­ден­ным су­м­ми­ро­ван­ным рас­че­там до­бы­чи всех ал­ма­зов на ГОКе име­ни В. Гри­ба, с на­ча­ла про­мы­ш­лен­ной экс­плу­а­та­ции ме­сто­ро­ж­де­ния 15-­ми­л­ли­он­ный ка­рат до­быт 28 мая 2018 го­да», — ска­зал ТАСС глав­ный обо­га­ти­тель ГОКа им. В. Гри­ба Кон­стан­тин Хо­мя­ков.

Где до­бы­ва­ют ал­ма­зы­

Ди­а­метр ка­рье­ра на ме­сто­ро­ж­де­нии им. В. Гри­ба боль­ше по­лу­то­ра ки­ло­мет­ров, глу­би­на до­сти­га­ет 200 мет­ров. По его стен­кам кое-­г­де про­ры­ва­ют­ся не­боль­шие во­до­па­ды. Ка­рьер окру­жа­ет кон­тур из 78 не­пре­ры­в­но ра­бо­та­ю­щих во­до­по­ни­жа­ю­щих сква­жин.

«6 тыс. 400 ку­бов ка­ча­ем в час — Ар­хан­гельск мень­ше по­треб­ля­ет», — го­во­рит за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра по про­из­вод­ству ГОКа им. В. Гри­ба Иван Юн. По его сло­вам, ка­рьер сло­жен из гли­ны, пе­с­ка, су­глин­ков, до­ло­ми­тов. «При по­па­да­нии во­ды нам на­до дер­жать до­ро­ги, во­да — это враг в ка­рье­ре», — от­ме­ча­ет Юн. По­это­му на дне то­же сто­ят на­со­сы, ко­то­рые уби­ра­ют «про­ско­чив­шу­ю» во­ду.

Раз­вер­нуть

© Ири­на Ска­ли­на/ТАСС

На дне су­хо, ки­м­бер­лит (ал­ма­зо­нос­ная по­ро­да) све­ти­т­ся на сол­н­це. По­пы­т­ка раз­ло­мать ку­сок за­кан­чи­ва­ет­ся без­ре­зуль­тат­но — проч­ный, как бе­тон.

«Да, имен­но как бе­тон», — со­гла­ша­ет­ся Юн и по­ка­зы­ва­ет на ра­бо­та­ю­щую фре­зу, при­мер­но та­кую, ка­кой на до­ро­гах сре­за­ют ас­фальт. «О­на взрых­ля­ет по­ро­ду», — по­яс­ня­ет он. Так ки­м­бер­лит «взять» про­ще — ковш экс­ка­ва­то­ра справ­ля­ет­ся с тру­дом, чуть про­ще это уда­ет­ся буль­до­зе­ру.

От­кры­тие ме­сто­ро­ж­де­ни­я

Ме­сто­ро­ж­де­ние бы­ло от­кры­то в 1996 го­ду. Ки­м­бер­ли­то­вую труб­ку вскры­ли 19 фев­ра­ля фа­к­ти­че­ски по­след­ней сква­жи­ной, на ко­то­рую бы­ли вы­де­ле­ны день­ги. «По­па­ли в край, от края труб­ки сто мет­ров все­го… Сей­час из [най­ден­ных к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту в ре­ги­о­не] вы­со­ко­ал­ма­зо­нос­ных тру­бок на­ша по­след­ня­я», — объ­яс­ня­ет глав­ный гео­лог ГОКа Ро­ман Пен­де­ляк.

Читать так же:  Mountain Province закончила первый квартал с прибылью в 700000

Ме­сто­ро­ж­де­ние на­з­ва­ли по име­ни бы­в­ше­го глав­но­го гео­ло­га про­из­вод­ствен­но­го гео­ло­ги­че­ско­го объ­е­ди­не­ния «Ар­хан­гель­ск­гео­ло­ги­я» (сей­час АО «Ар­хан­гель­ск­геол­до­бы­ча») Вла­ди­ми­ра Гри­ба, ко­то­рый внес зна­чи­тель­ный вклад в от­кры­тие Ар­хан­гель­ской ал­ма­зо­нос­ной про­вин­ции. Ме­сто­ро­ж­де­ние вклю­ча­ет толь­ко од­ну труб­ку, то­г­да как со­сед­нее ме­сто­ро­ж­де­ние име­ни М. Ло­мо­но­со­ва, ко­то­рое на­хо­ди­т­ся в 30 км, со­сто­ит из ше­сти ал­ма­зо­нос­ных тру­бок.

На гор­но-о­бо­га­ти­тель­ной фаб­ри­ке

Ру­ду с ка­рье­ра на гор­но-о­бо­га­ти­тель­ный ко­м­би­нат не­пре­ры­в­но ве­зут «Бе­ла­зы». На во­прос, сколь­ко ал­ма­зов в ру­де, Юн от­ве­ча­ет: «У нас го­во­рят: один «Бе­лаз» — один ал­маз!». В це­лом на од­ну тон­ну ру­ды при­хо­ди­т­ся 1 ка­рат ал­ма­за.

«Д­ля Яку­тии это не­м­но­го. Но в По­мо­рье си­ту­а­ция дру­гая, по­то­му что мы в ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии, у нас до­ро­ги, с ло­ги­сти­кой ни­ка­ких про­б­лем: до­став­ка лю­дей, гру­зов, ес­ли что сло­ма­лось — все ре­ша­ет­ся в те­че­ние ко­ро­т­ко­го вре­ме­ни. Плюс мы ра­бо­та­ем без бу­ро­взры­в­но­го спо­со­ба — во­круг сли­ш­ком мно­го во­ды, са­ми по­ро­ды не скаль­ные, а оса­доч­ные, к то­му же при взры­вах ал­ма­зы те­ря­ют ка­че­ство: кто-то го­во­рит до 15%, кто-то — и до 30», — по­яс­ня­ет Пен­де­ляк.

На обо­га­ти­тель­ной фаб­ри­ке ГОКа ру­да сна­ча­ла по­сту­па­ет на так на­зы­ва­е­мую мель­ни­цу, где ее фра­г­мен­ты из­мель­ча­ют­ся са­ми об се­бя. «Ал­маз твер­дый, но хру­п­кий — его не сжать, но ес­ли ки­нуть с мет­ра на пли­т­ку, он рас­ко­лет­ся. Ес­ли кри­сталл в мель­ни­це на­ле­тит на ме­талл, он мо­жет рас­ко­лоть­ся», — рас­ска­зы­ва­ет на­чаль­ник сме­ны — стар­ший ма­стер обо­га­ти­тель­ной фаб­ри­ки Алек­сандр Хро­м­цов. По­это­му си­сте­ма по­сто­ян­но ре­гу­ли­ру­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кая по­да­ет­ся ру­да и сколь­ко. Ес­ли вдруг ру­да где-то про­сы­па­лась, это стро­го фи­к­си­ру­ет­ся, со­став­ля­ет­ся акт, и по­ро­да вновь от­прав­ля­ет­ся в си­сте­му.

Из­мель­чен­ная ру­да про­хо­дит це­лую це­поч­ку раз­ных устрой­ств, и та часть, где мо­гут быть ал­ма­зы, по­па­да­ет в рен­т­ге­но­лю­ми­нес­цен­т­ные се­па­ра­то­ры — устрой­ство, ко­то­рое ис­поль­зу­ет свой­ство ал­ма­зов све­тить­ся под воз­дей­стви­ем рен­т­ге­но­в­ско­го из­лу­че­ния. «Фо­то­при­е­м­ное устрой­ство опре­де­ля­ет све­че­ние ал­ма­за, по­да­ет си­г­нал, и воз­ду­хом под боль­шим дав­ле­ни­ем кри­сталл от­стре­ли­ва­ет­ся в ко­пи­л­ку», — объ­яс­ня­ет за­ме­сти­тель на­чаль­ни­ка участ­ка до­вод­ки обо­га­ти­тель­ной фаб­ри­ки Алек­сей Тон­чи­хин. За­тем ве­дет­ся руч­ной от­бор.

Читать так же:  Тайланд запустил программу продвижения ювелирных изделий «Покупать с уверенностью»

Смо­т­рят толь­ко де­ву­ш­ки

Со­труд­ниц от­де­ла до­вод­ки фо­то­гра­фи­ро­вать нель­зя, на­зы­вать их име­на то­же. От­би­ра­ют ал­ма­зы ис­клю­чи­тель­но жен­щи­ны. «Это, на­вер­но, са­мая сло­ж­ная на ГОКе ра­бо­та. Я как — то по­про­бо­вал, вы­дер­жал толь­ко пол­ча­са», — го­во­рит со­труд­ник гор­но-о­бо­га­ти­тель­но­го ко­м­би­на­та.

Пред­по­ла­га­е­мые ал­ма­зы де­ву­ш­ки рас­пре­де­ля­ют ря­да­ми и смо­т­рят их че­рез ми­к­ро­скоп. Ка­м­ни яр­ко све­тят­ся, сре­ди них один яв­но вы­де­ля­ет­ся про­з­ра­ч­но­стью и блес­ком. «Ско­рее все­го, ал­маз», — го­во­рит со­труд­ни­ца.

Ес­ли есть со­м­не­ния, ка­мень мо­ж­но про­ве­рить на твер­дость — по­про­бо­вать его раз­да­вить. «От про­сто­го ка­м­ня оста­нет­ся кро­ш­ка. И, ко­неч­но, все ка­м­ни смо­т­рит ми­не­ро­ло­г», — до­бав­ля­ет со­труд­ни­ца.

То, что бы­ло при­з­на­но бра­ком, не вы­ки­ды­ва­ет­ся, а про­хо­дит се­па­ра­цию еще раз и вновь об­сле­ду­ет­ся.

Ар­хан­гел Ми­ха­и­л

И­мен­но на ме­сто­ро­ж­де­нии им. В. Гри­ба в фев­ра­ле 2017 го­да был най­ден са­мый кру­п­ный в Ев­ро­пе ал­маз ве­сом 181,68 ка­ра­та, его на­з­ва­ли «Ар­хан­гел Ми­ха­и­л». Ка­мень был про­дан на аук­ци­о­не в Бель­гии. «Е­го рас­пи­лят на не­сколь­ко бри­л­ли­ан­то­в», — го­во­рит Пен­де­ляк, от­ме­чая, что у ал­ма­за сталь­ной, «о­чень бла­го­род­ный» от­те­нок.

По его сло­вам, из ал­ма­за «Ар­хан­гел Ми­ха­и­л» дол­ж­но по­лу­чить­ся три-­пять бри­л­ли­ан­тов. «О­дин бри­л­ли­ант впол­не мо­жет быть в 60-70 ка­рат», — уточ­ня­ет Пен­де­ляк.

Как го­во­рит гео­лог, да­же очень кру­п­ный ал­маз в ка­рье­ре гла­за­ми не уви­деть, ко­г­да по­па­дет­ся се­рьез­ная на­ход­ка, пред­ска­зать не­воз­мо­ж­но. «Мы пы­та­лись пред­ска­зать, пол­го­да про­во­ди­ли ана­ли­ти­че­ские ра­бо­ты, что­бы спро­г­но­зи­ро­вать, где они есть, но под­твер­ди­ли дан­ные 1990-2000-х го­дов, что рас­пре­де­ле­ние кру­п­ных ал­ма­зов по труб­ке ха­о­ти­ч­ное. Не уга­дать, но его все­г­да на­до ждать», — от­ме­ча­ет Пен­де­ляк. По его сло­вам, на ме­сто­ро­ж­де­нии им. В. Гри­ба еще дол­ж­ны быть боль­шие ал­ма­зы, и к на­ход­ке кру­п­но­го ка­м­ня на­до быть го­то­вым в лю­бой мо­мент.

Читать так же:  Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 79

Утвер­ж­ден­ные за­па­сы ме­сто­ро­ж­де­ния оце­ни­ва­ют­ся в 100 млн ка­рат, по за­па­сам оно за­ни­ма­ет чет­вер­тое ме­сто в Рос­сии и седь­мое в ми­ре. Пла­ни­ру­ет­ся, что со­во­ку­п­ная до­бы­ча от­кры­тым спо­со­бом в 2014-2027 го­дах со­ста­вит 52 млн ка­рат.

Статьи по теме

Back to top button