Пятнадцатимиллионный карат добыли на алмазном месторождении под Архангельском
Содержание статьи
Юбилейный 15-миллионный карат в понедельник добыли на алмазном месторождении им. Владимира Гриба, разработку которого ведет АО «Архангельскгеолдобыча» в Мезенском районе Архангельской области, сообщили ТАСС в горно-обогатительном комбинате (ГОК).
ГОК на месторождении был введен в строй 9 июня 2014 года.
«По проведенным суммированным расчетам добычи всех алмазов на ГОКе имени В. Гриба, с начала промышленной эксплуатации месторождения 15-миллионный карат добыт 28 мая 2018 года», — сказал ТАСС главный обогатитель ГОКа им. В. Гриба Константин Хомяков.
Где добывают алмазы
Диаметр карьера на месторождении им. В. Гриба больше полутора километров, глубина достигает 200 метров. По его стенкам кое-где прорываются небольшие водопады. Карьер окружает контур из 78 непрерывно работающих водопонижающих скважин.
«6 тыс. 400 кубов качаем в час — Архангельск меньше потребляет», — говорит заместитель директора по производству ГОКа им. В. Гриба Иван Юн. По его словам, карьер сложен из глины, песка, суглинков, доломитов. «При попадании воды нам надо держать дороги, вода — это враг в карьере», — отмечает Юн. Поэтому на дне тоже стоят насосы, которые убирают «проскочившую» воду.
Развернуть
© Ирина Скалина/ТАСС
На дне сухо, кимберлит (алмазоносная порода) светится на солнце. Попытка разломать кусок заканчивается безрезультатно — прочный, как бетон.
«Да, именно как бетон», — соглашается Юн и показывает на работающую фрезу, примерно такую, какой на дорогах срезают асфальт. «Она взрыхляет породу», — поясняет он. Так кимберлит «взять» проще — ковш экскаватора справляется с трудом, чуть проще это удается бульдозеру.
Открытие месторождения
Месторождение было открыто в 1996 году. Кимберлитовую трубку вскрыли 19 февраля фактически последней скважиной, на которую были выделены деньги. «Попали в край, от края трубки сто метров всего… Сейчас из [найденных к настоящему моменту в регионе] высокоалмазоносных трубок наша последняя», — объясняет главный геолог ГОКа Роман Пенделяк.
Месторождение назвали по имени бывшего главного геолога производственного геологического объединения «Архангельскгеология» (сейчас АО «Архангельскгеолдобыча») Владимира Гриба, который внес значительный вклад в открытие Архангельской алмазоносной провинции. Месторождение включает только одну трубку, тогда как соседнее месторождение имени М. Ломоносова, которое находится в 30 км, состоит из шести алмазоносных трубок.
На горно-обогатительной фабрике
Руду с карьера на горно-обогатительный комбинат непрерывно везут «Белазы». На вопрос, сколько алмазов в руде, Юн отвечает: «У нас говорят: один «Белаз» — один алмаз!». В целом на одну тонну руды приходится 1 карат алмаза.
«Для Якутии это немного. Но в Поморье ситуация другая, потому что мы в европейской части России, у нас дороги, с логистикой никаких проблем: доставка людей, грузов, если что сломалось — все решается в течение короткого времени. Плюс мы работаем без буровзрывного способа — вокруг слишком много воды, сами породы не скальные, а осадочные, к тому же при взрывах алмазы теряют качество: кто-то говорит до 15%, кто-то — и до 30», — поясняет Пенделяк.
На обогатительной фабрике ГОКа руда сначала поступает на так называемую мельницу, где ее фрагменты измельчаются сами об себя. «Алмаз твердый, но хрупкий — его не сжать, но если кинуть с метра на плитку, он расколется. Если кристалл в мельнице налетит на металл, он может расколоться», — рассказывает начальник смены — старший мастер обогатительной фабрики Александр Хромцов. Поэтому система постоянно регулируется в зависимости от того, какая подается руда и сколько. Если вдруг руда где-то просыпалась, это строго фиксируется, составляется акт, и порода вновь отправляется в систему.
Измельченная руда проходит целую цепочку разных устройств, и та часть, где могут быть алмазы, попадает в рентгенолюминесцентные сепараторы — устройство, которое использует свойство алмазов светиться под воздействием рентгеновского излучения. «Фотоприемное устройство определяет свечение алмаза, подает сигнал, и воздухом под большим давлением кристалл отстреливается в копилку», — объясняет заместитель начальника участка доводки обогатительной фабрики Алексей Тончихин. Затем ведется ручной отбор.
Смотрят только девушки
Сотрудниц отдела доводки фотографировать нельзя, называть их имена тоже. Отбирают алмазы исключительно женщины. «Это, наверно, самая сложная на ГОКе работа. Я как — то попробовал, выдержал только полчаса», — говорит сотрудник горно-обогатительного комбината.
Предполагаемые алмазы девушки распределяют рядами и смотрят их через микроскоп. Камни ярко светятся, среди них один явно выделяется прозрачностью и блеском. «Скорее всего, алмаз», — говорит сотрудница.
Если есть сомнения, камень можно проверить на твердость — попробовать его раздавить. «От простого камня останется крошка. И, конечно, все камни смотрит минеролог», — добавляет сотрудница.
То, что было признано браком, не выкидывается, а проходит сепарацию еще раз и вновь обследуется.
Архангел Михаил
Именно на месторождении им. В. Гриба в феврале 2017 года был найден самый крупный в Европе алмаз весом 181,68 карата, его назвали «Архангел Михаил». Камень был продан на аукционе в Бельгии. «Его распилят на несколько бриллиантов», — говорит Пенделяк, отмечая, что у алмаза стальной, «очень благородный» оттенок.
По его словам, из алмаза «Архангел Михаил» должно получиться три-пять бриллиантов. «Один бриллиант вполне может быть в 60-70 карат», — уточняет Пенделяк.
Как говорит геолог, даже очень крупный алмаз в карьере глазами не увидеть, когда попадется серьезная находка, предсказать невозможно. «Мы пытались предсказать, полгода проводили аналитические работы, чтобы спрогнозировать, где они есть, но подтвердили данные 1990-2000-х годов, что распределение крупных алмазов по трубке хаотичное. Не угадать, но его всегда надо ждать», — отмечает Пенделяк. По его словам, на месторождении им. В. Гриба еще должны быть большие алмазы, и к находке крупного камня надо быть готовым в любой момент.
Утвержденные запасы месторождения оцениваются в 100 млн карат, по запасам оно занимает четвертое место в России и седьмое в мире. Планируется, что совокупная добыча открытым способом в 2014-2027 годах составит 52 млн карат.