Драгоценная страна: как появилась самая дорогая в мире географическая карта
Содержание статьи
В этом году исполнилось 85 лет с тех пор, как публике была впервые представлена «Индустрия социализма» — масштабное мозаичное панно, созданное советскими мастерами из драгоценных и полудрагоценных камней. Это настоящее произведение искусства одновременно является довольно точной картой СССР масштаба 1:1 500 000. Оно впечатляло посетителей на всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке, долгие годы экспонировалось в Эрмитаже, а потом как будто ушло в тень. Между тем история панно весьма примечательна, чтобы о ней вспомнить.
Каменная вышивка
Мозаичная карта из минералов СССР изначально должна была стать своего рода аншлагом для художественной выставки «Индустрия социализма», приуроченной к 20-летию Октябрьской революции. Камнерезы приступили к работе в мае 1936 года, курировал процесс соратник Ленина и Сталина, нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.
Макет карты был сделан на 2-й Московской картографической фабрике. Авторами художественного проекта стали руководитель мозаичной мастерской Академии художеств Владимир Фролов, художник-картограф Пётр Скворцов и Анна Данилочкина, которая подбирала камни для мозаики.
Основным центром производства был Ленинградский завод по обработке камней-самоцветов. Здесь набирали саму мозаику, занимались огранкой камней и делали всю ювелирную работу. Пластины для набора мозаики вырезали на Свердловской гранильной фабрике и Петергофском заводе технических камней.
После того как стало известно, что СССР будет участвовать во Всемирной выставке в Париже в 1937 году, власти страны решили, что мозаичная карта должна стать одним из экспонатов советского павильона. Пришлось ускориться. Работников перевели на казарменное положение. Мозаику набирали 150 человек, а всего в изготовлении чудо-карты участвовали 667 человек.
Точные размеры панно — 5910 мм на 4500 мм, площадь — 26,6 м2, вес — 3500 кг. Карта состоит из 98 секций, делят которые линии параллелей и меридианов. Мозаичный набор, состоящий из 45 тысяч пластин цветного камня толщиной 4–6 мм, изначально был наклеен на текстолитовую основу.
Чтобы понять, насколько трудоёмкой была работа, нужно представить, что самый маленький кусочек мозаики был размером 2 мм2, а самый большой — 30 см2.
Советские газеты сравнивали каменную мозаику с художественной вышивкой. Иногда называли шпалерой — по аналогии с тканой монументальной картиной.
Россыпь самоцветов
Территория СССР на этой необычной карте была выложена в технике флорентийской мозаики, которая отличается филигранной работой с камнем. Каждый её элемент тщательно шлифуется и точно подгоняется друг к другу. Таким образом создаётся ощущение цельной, без «швов», каменной картины. Причём на карте принципиально важны и оттенки, поскольку они в соответствии с картографическими нормами обозначают особенности рельефа на суше и морские глубины.
Наиболее значимые промышленные объекты тоже обозначались минералами соответствующих цветов. Скажем, тяжёлая индустрия — рубинами и гранатами, химическая — лунным камнем, лёгкая — аметистами, лесная — изумрудами, пищевая — жёлтым горным хрусталём. Камни были в оправе из платинированного серебра. Из этого же металла выполнены географические названия, железные дороги, линии параллелей и меридианов.
— Всего в работе было использовано 19 видов минералов: шесть непосредственно для изготовления мозаики и ещё 13 в качестве декоративных материалов для обозначения различных элементов карты. Все драгоценные камни были природными, за исключением «выращенных» на фабрике рубинов, — рассказывает директор санкт-петербургского Центрального научно-исследовательского геологоразведочного (ЦНИГР) музея имени академика Ф. Н. Чернышёва Алексей Соколов. Именно в этом замечательном музее, о существовании которого знает не каждый, хранится «Индустрия социализма» сегодня.
Основным рабочим материалом стала яшма. Это очень удобный во всех смыслах поделочный камень. Он хорошо обрабатывается, а главное — имеет множество цветов и оттенков. Академик Александр Ферсман, автор классической книги «Занимательная минералогия», признавался, что не знает другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма. К примеру, при создании каменной шпалеры, помимо «классической» яшмы, использовались чёрная и белая — ими обозначались месторождения полезных ископаемых.
«Именно окраска и составляет основную декоративную ценность этого непрозрачного камня. Имеющаяся же, правда, только в некоторых разновидностях слабая просвечиваемость придаёт ему ту глубину, которой отличается мягкий, бархатистый тон некоторых яшм Алтая. Одни яшмы однородно окрашены; в других поражает пёстрое смешение различных цветов, образующих самый разнообразный и прихотливый рисунок. Очень часто сочетания красок так изысканны и сложны, что на полированном камне вырисовывается какой-то фантастический рисунок, какая-то своеобразная картина», — писал Ферсман.
Всего же для изготовления каменных пластин ушло около 70 тонн яшмы, амазонита и лазурита. Последний, благодаря синему и голубому цветам, обозначал на карте океаны, моря, реки и озёра. Всего по площади — 7 м2. Этот лазурит был непростой. Он происходил из Ляджвардаринского месторождения, открытого незадолго до этого, в 1930 году, советскими геологами в труднодоступном районе Памира на высоте 4500 м. Специалистами здешний лазурит оценивался наравне с эталонным бадахшанским.
К слову, одним из условий создания панно (и одновременно его символических смыслов) стало использование советских по происхождению минералов и благородных металлов, которыми богаты недра Страны Советов. Этот месседж впоследствии хорошо уловили западные зрители.
Вообще, даже сами мастера порой удивлялись, какие широкие художественные возможности дают камни, сколько в них вариантов оттенков и текстуры.
Памирские ледники на карте были выложены из опала. Северный морской путь представлял аквамарин. Города обозначались позолоченными серебряными звёздами со вставками из искусственных рубинов. Названия столиц союзных республик выполнены из натуральных изумрудов, заключённых в позолоченные серебряные касты.
Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра. Границы союзных республик обозначены двойной линией огранённых искусственных рубинов в серебряных позолоченных кастах.
Кроме самой карты мастера изготовили и гербы республик, входивших к тому времени в состав СССР. Здесь, помимо различных видов яшмы, лазурита и родонита, были использованы также белый кварц, мраморный оникс, жадеит, нефрит, кварцит.
Москва выделялась на карте большой рубиновой звездой с серпом и молотом, украшенными 17 алмазами!
К слову, оценить уникальную карту в денежном эквиваленте весьма затруднительно. В конце 90-х годов тогдашний директор геологоразведочного музея Анатолий Карпунин называл цифру $110 млн. Пожалуй, это самая дорогая карта в мире.
В Париж!
Мастера потрудились на славу и сделали всё вовремя. В мае 1937 года панно было представлено на Всемирной выставке в Париже вместе с другим шедевром — знаменитой скульптурой «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.
Участию в этом международном форуме советские власти придавали особое значение. Во-первых, всего полугодом ранее, в декабре 1936 года, была принята сталинская Конституция, она зафиксировала «полную и окончательную» победу социализма в СССР. Советская экспозиция на главной мировой ярмарке тщеславия иллюстрировала этот факт.
Во-вторых, на Всемирной выставке произошло негласное соперничество между Советским Союзом и нацистской Германией. Павильоны двух стран (архитекторы Борис Иофан и Альберт Шпеер) стояли лицом к лицу, как бы подчёркивая линию идеологического напряжения.
Был и ещё один смысл у русского мозаичного панно во Франции. Хотя считается, что «Индустрия социализма» — уникальное произведение, это не совсем так. Да, размеры и масштаб работы не имели аналогов. Но всё же жанровая предыстория у неё была, как и историко-географические параллели.
Дело в том, что на другой знаменитой и триумфальной для России Всемирной выставке в том же Париже, но в 1900 году, царское правительство подарило хозяевам карту Франции. Она тоже была выполнена в жанре флорентийской мозаики уральскими камнерезами. Размер её был гораздо меньше — метр на метр. Использованные камни и самоцветы имели исключительно уральское происхождение. Основание было мраморным. Рельеф набран из яшмы различных оттенков. Моря обозначал лазурит, реки — серебряные нити. На карте были отчётливо изображены все 86 департаментов страны (опять же с помощью яшмы), а 105 городов отмечены изумрудами, сапфирами, хризолитами, аметистами и горным хрусталём. Их названия выписаны золотом. Карта долгое время демонстрировалась в Лувре, а теперь хранится в Музее геодезии и картографии Франции в предместье Парижа.
Мозаичное панно «Индустрия социализма», как и предполагалось, вызвала колоссальный интерес публики и даже на фоне «Рабочего и колхозницы» не потерялось. Кажется, оба экспоната удостоились Гран-при выставки. Именно поэтому было решено показать панно и в Нью-Йорке, на следующей Всемирной выставке в 1939 году. Тут тоже был политический смысл, ибо США только что официально признали СССР и вовсю участвовали в нашей индустриализации.
Новая икона
Помимо впечатляющей техники исполнения, произведение несло мощный пропагандистский заряд. Молодая страна объективно делала впечатляющие успехи (в данном случае вопрос о человеческой цене, разумеется, оставался за кадром). Интересна сама форма подачи материала. На него обратила внимание английская исследовательница Доминик Моран, в 2005 году опубликовавшая большую статью о нашем мозаичном панно.
На рубеже 20–30-х годов происходила эволюция советского искусства, «вспомнившего» о мозаике — жанре, который ранее ассоциировался с религиозной культурой. К слову, Владимир Фролов, которого, видимо, и следует в первую очередь считать автором мозаичной карты, происходил из династии знаменитых русских мозаичистов. Его отец Александр Фролов создал мозаичные иконы для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Сын знаменитого мастера в досоветский период также делал церковные мозаики. Он, в частности, приложил руку к украшению Феодоровского Государева собора в Царском Селе (ныне город Пушкин), церкви Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве, Морского собора во имя Николая Чудотворца в Кронштадте, Свято-Николаевского собора в Ницце, оформлял внутреннее убранство храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Впрочем, самыми известными работами Владимира Александровича (по крайней мере «по просмотрам») являются мозаичные панно в московском метро — на станциях «Маяковская» и «Новокузнецкая», выполненные по эскизам Александра Дейнеки.
Возвращением к большому стилю в искусстве можно считать внимание к материалу и технике его обработки. Произведения с использованием драгоценных камней стали популярны у русской аристократии в XIX веке. Доминик Моран напоминает, что при Николае I европейским королевским особам дарили малахитовые вазы и другие произведения русского камнерезного искусства.
Наконец, вовсе не случайна именно географическая карта как идейный центр произведения. Известно, например, что Ленин очень любил карту ГОЭЛРО. А в середине 30-х на экраны Советского Союза вышел фильм «Шестая часть мира». Как утверждают, после премьеры в стране резко вырос спрос на географические карты. Карты активно использовались в агитпропе.
Доминик Моран полагает, что в итоге, сознательно или нет, из мозаичного панно про индустриализацию была создана новая, теперь уже советская икона, энергетика которой работала как на внутреннюю аудиторию, так и вовне.
Карта растёт
Любопытно, что в каменную карту со временем вносились изменения. Перед отправкой в Нью-Йорк было решено добавить ещё около тысячи заводов. А также отразить главное событие 1938 года в СССР, о котором говорили во всём мире, — успешное завершение дрейфующей полярной экспедиции под руководством Ивана Папанина.
Маршрут был выложен уральскими фенакитами и украинскими топазами. Начальный и конечный пункты, а также полярные станции обозначены серебряными звёздами со вставками из горного хрусталя с Северного Урала. Саму карту при этом пришлось «нарастить», чтобы показать высокие широты.
В 1940 году в карту были внесены новые изменения в связи с присоединением новых территорий — Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии и Северной Буковины, а также появлением новых союзных республик в составе СССР: Латвии, Литвы и Эстонии.
В марте 1941 года мозаичное панно было впервые широко показано советской аудитории. А потом началась большая война.
Исторический артефакт
В 1948 году произведение разместили в только что открывшемся Георгиевском зале Эрмитажа. Предварительно убрали «нагрузку» в виде обозначений предприятий. Теперь это была «просто карта», только из самоцветов и драгоценных камней.
В Эрмитаже панно экспонировалось до 1982 года. Текстолитовая основа оказалась недолговечной, потребовалась очередная реставрация. «Индустрию социализма» разобрали, и какое-то время она хранилась в подвалах музея.
В 1987 году по инициативе директора в ту пору Всесоюзного научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ) Александра Жамойды и тогдашнего директора Эрмитажа Бориса Пиотровского карта была передана на постоянное хранение в ЦНИГР музей им. Ф. Н. Чернышёва, входящий в состав ВСЕГЕИ. Здесь панно несколько раз реставрировали, заменив, в частности, текстолитовую основу на сланцевую.
Последняя реставрация длилась пять лет — с 2008 по 2013 год. Специалисты Царскосельской янтарной мастерской восстановили первоначальный облик панно. Вернулся накладной декор из драгоценных камней и самоцветов, обозначающих промышленные предприятия и месторождения полезных ископаемых. Уменьшать «одну шестую часть суши» до границ Российской Федерации не стали, поскольку к этому времени «Индустрия социализма» окончательно превратилась в исторический артефакт.
Как сообщил директор ЦНИГР музея Алексей Соколов, карта находится в отличном состоянии и доступна для посетителей. Кстати, помимо знаменитого экспоната, здесь есть на что посмотреть. Это один из крупнейших естественно-исторических музеев мира. В его выставочных залах экспонируется более 80 тыс. образцов минералов, горных пород, руд, ископаемой фауны и флоры. А всего коллекционный фонд музея составляет около миллиона единиц хранения.
Татьяна Петренко
P. S. В качестве бонуса — короткая видеоэкскурсия по музею, где хранится самая дорогая в мире географическая карта.