Налоговые манёвры в ювелирной отрасли
От участников рынка в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» поступает множество обращений с просьбой прояснить перспективы отмены или сохранения в отрасли специальных налоговых режимов (УСН – для производителей, ЕНВД – для торговли). Представляем вашему вниманию интервью с генеральным директором Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуардом Уткиным, которое посвящено данному вопросу.
Эдуард Юрьевич, перед тем, как мы начнём разговор, хотелось бы услышать пару слов о настроениях, которые царят на рынке. На каком фоне ювелиры воспринимают новости о возможном упразднении специальных налоговых режимов?
В последнее время я много общаюсь с руководителями предприятий категории микробизнеса, как из производственной, так и из торговой сферы. После этих бесед порою создаётся ощущение надвигающегося коллапса рынка. Типичные жалобы — продажи не покрывают текущих расходов. Если раньше ощущался недостаток покупателей, то сейчас фиксируют отсутствие посетителей магазинов. Прилавки и витрины заполнены товаром под завязку, новые поступления продукции размещать уже негде. И на этом фоне разговоры о планах Минфина внести изменения в налоговый кодекс с целью устранения возможности применения в ювелирной отрасли специальных налоговых режимов — как масло в огонь. Судя по настроениям, многие «мелкосетевые» магазины в связи с переходом на общую систему налогообложения просто закроют свой бизнес. Представители торговли уже давно работают с нулевой рентабельностью. Любое ухудшение в условиях ведения бизнеса для них станет последней каплей в чаше терпения.
Раз уж речь зашла о представителях торговли, как с их точки зрения выглядит переход на общую систему налогообложения?
С точки зрения торговли — это необходимость переоценки всех товарных остатков, это безусловное повышение цен, повышение розничной наценки, ну и как результат — резкое падение спроса из-за дороговизны. Небольшие торговые компании опасаются, и надо заметить — обоснованно опасаются, необходимости ведения полномасштабного бухгалтерского и налогового учёта. Для них это существенные затраты и риски совершения ошибок. Налоговый и бухгалтерский учёт в упрощённом виде требует меньших затрат и содержит меньше огрехов.
А что говорят производители ювелирных изделий?
У производителей ювелирных изделий есть опасения, что часть мелких предприятий уйдёт в теневой оборот. Соответственно, с такими «теневиками» будет сложно конкурировать в цене.
А почему вообще возник вопрос о необходимости отмены УСН и ЕНВД?
Эта история началась с того, что Министерство финансов выступило с инициативой создать в стране новый инвестиционный инструмент в виде монетарного золота. Создание такого инструмента предполагает освобождение от НДС сделок по продаже аффинированных драгоценных металлов физическим лицам. В связи с этим выявились сопутствующие проблемы. Специальные налоговые режимы, которые используют ювелиры, создают серьёзную угрозу потерь для бюджета. Вот это и послужило поводом для нынешнего обсуждения вариантов внесения изменений в Налоговый кодекс. На момент нашей беседы уже состоялось множество встреч. Они регулярно проводятся на площадках ТПП РФ, Минпромторга, Министерства финансов, на этих встречах присутствуют представители ФНС и ФСБ.
Полагаю, нашим читателям было бы интересно узнать о диспозициях участников этих обсуждений. Какие аргументы приводят сторонники отмены, а какие противники?
Вот как раз благодаря этим обсуждениям удалось выявить позиции участников рынка и государственных органов. Сторонники внесения изменений в налоговый кодекс утверждают, что это позволит создать новый инвестиционный инструмент, который может стать альтернативой вложениям населения в валюту. По их мнению, такие изменения помогут отчистить рынок от использования нелегальных схем в сфере оборота драгоценных металлов и создадут равные условия ведения бизнеса для всех субъектов предпринимательства. А вот противники изменений утверждают, что золото не станет инвестиционным инструментом ввиду отсутствия ликвидности, поскольку приобретённое золото можно лишь хранить, а вот использовать — нет. Единственная возможность реализации этого метала физическим лицом — продажа золота банку. Отсутствие НДС при этом не станет препятствием, но разница между курсом продажи и курсом покупки металла наверняка будет высокой. Кроме того они считают, что золото не может стать альтернативой иностранной валюте, так как операции с драгметаллом строго регламентированы государством. Существует уголовная ответственность за совершение незаконных сделок. И ещё нужно учитывать, что появление на руках у физических лиц золота может повлечь криминализацию сферы производства ювелирных изделий — переток металла физических лиц к юридическим. В такой ситуации конкурентное преимущество получат «цеховики-теневики».
Насколько серьёзно в условиях ухудшения покупательской способности населения говорить о перспективах золота в качестве инвестиционного инструмента?
Покупательская способность действительно снижается. К слову, по этому вопросу я сталкивался с мнением тех, кому близки идеи социализма. Звучит это мнение примерно так: в стране кризис, падение доходов населения, рост социальной напряжённости, а тут на золото отменяют НДС. И для кого это выгодно в первую очередь? На продукты питания, одежду и обувь, НДС возрастает от 18 до 20 %, на самозанятых и даже безработных водят налог, а вот для толстосумов отменяют НДС на золото! Кто от этого выигрывает? Но перспективы у золота в качестве инвестиционного инструмента безусловно есть. Весь вопрос в том, как будут реализованы эти инвестиционные новации.
По части продуктов питания на первый взгляд звучит справедливо. Нет?
Всё дело в том, что инвестиционный инструмент — это не палка колбасы. В нашем сознании всё ещё сидит этот сакральный смысл слова «золото». Мы часто даже не задумываемся — а почему инвестиционный инструмент вдруг должен облагаться НДС? Как при таком подходе люди будут откладывать свои сбережения? Сейчас при попытке продать банку слиток золота человек теряет тот самый НДС, который уплачивал при покупке. Банк не возмещает его. А раз так, то какой же это инструмент сохранения сбережений?
Судя по публикациям, которые выходили на нашем сайте в последнее время, можно сделать вывод, что в целом среди участников рынка нет согласия по поводу внесения изменений в налоговый кодекс?
Это вполне объяснимо. Каждый преследует свои интересы. Недропользователи выступают за безусловное сохранение ставки НДС 0%, так как такой режим позволяет предъявлять к возмещению весь объём уплаченного НДС по понесённым затратам. Переработчиков принципиально не устраивает освобождение оборотов от НДС, они также настаивают на применении ставки НДС в ноль процентов. По той же причине, что и недропользователи. Банкиры для себя принципиальной разницы в режиме не видят, для них главное, чтобы НДС отсутствовал по факту при реализации драгоценных металлов физическим лицам. Они ожидают прироста оборота с нынешних 3 тонн до 40-50 тонн. Соответственно, основной заработок они будут получать на разнице в курсах покупки и продажи металла. В стане ювелиров по вопросу ликвидации специальных налоговых режимов не побоюсь этого слова — настоящий раздрай. Сейчас ситуация такова, что усталость от споров породила компромиссную позицию, которую можно сформулировать как «лучше вообще ничего не менять». Крупные производители, не имеющие собственных сетей сбыта, ратуют за ликвидацию УСН в сфере производства и за обязательное сохранение специальных налоговых режимов в торговле. Мелкие производители — наоборот, выступают за обязательное сохранение УСН. Крупные розничные сети, а также производители, имеющие собственные розничные сети, выступают за ликвидацию всех специальных налоговых режимов. Мелкие сетевые продавцы естественно настаивают на сохранении этих режимов. Вот только их голос звучит тише всех. Даже на отраслевом совещании в Костроме*, которое было посвящено налоговым режимам, присутствовали только производители ювелирных изделий. Кстати, все они на этом совещании высказались за сохранение льготных налоговых режимов для розницы. Ещё есть предложение сохранить специальные налоговые режимы в производстве, но убрать их в розничной торговле. Местами всё это напоминает анекдот про пастуха, который просил у бога не собственное стадо увеличить, а стадо соседа извести.
Какова позиция министерств и надзорных ведомств? У них, надо полагать, больше согласия?
Позиция Федеральной налоговой службы вполне предсказуема. Они за единообразие налоговой системы, за лёгкость и низкозатратность администрирования налогов. Но окончательное решение ФНС оставляет за Минфином. Позиция правоохранительных органов довольно жёсткая. Они выступают против ставки НДС равной нулю, но допускают применение ставки без НДС. Обязательным условием считают необходимость ликвидации всех налоговых льгот и специальных налоговых режимов в отрасли. Минпромторг выступает в роли арбитра. Именно это министерство пытается регулировать споры участников рынка и ведомств. В самой сложной ситуации находится Министерство финансов. Им придётся маневрировать. Стоит задача подготовить такой вариант проекта закона, чтобы можно было его провести между Сциллой и Харибдой. Нужно не только правильно смоделировать последствия, но и учесть все риски, предусмотреть механизм их купирования. И будет довольно сложно найти баланс в разновекторных интересах участников рынка и государства. Но главное — в ходе такого маневрирования Минфину придётся не забыть чего ради всё это затевалось, как говорят в таких случаях — суметь не выплеснуть вместе с водой ребёнка. Не уменьшить инвестиционную привлекательность золота. Обратите внимание, закон не только не внесён в думу, но ещё даже и не разработан. Тем не менее, сторонники и противники уже ломают копья.
Решение, которое полностью исключит все риски возможно?
Вряд ли. Но можно попытаться найти такое решение, которое позволит их минимизировать, заранее просчитать, в конечном счёте — позволит управлять этими рисками. В Минфине работают мудрые люди. Я уверен, они найдут решение. Рынок, естественно, приспособится к любым новым правилам. Изменится, трансформируется, отрефлексирует. Всё-таки бизнес — это живой организм. Другое дело, что приспосабливаться может то, что ещё не перестало дышать. Хочется, чтобы добросовестному отечественному ювелирному бизнесу в результате не перекрыли кислород.
В завершении — каков ваш прогноз, что произойдёт, если исключение специальных налоговых режимов всё же произойдёт? С какими именно рисками столкнутся ювелиры?
В своё время засилье контрабанды на рынке породило заёмные схемы приобретения драгоценных металлов. Эти схемы, предполагающие уклонение от уплаты НДС, со временем удалось ликвидировать. И тогда ювелиры перешли на использование ломов, которые не облагаются НДС. Исключение специальных налоговых режимов разделит представителей малого бизнеса на три части. Одни уйдут в «партизаны», вторые уйдут с рынка, а третьи будут вынуждены как-то приспосабливаться к новым условиям. Что касается рисков, то их можно разделить на три категории. Первая — в случае если от НДС будет освобождён только тот металл, который покупают физические лица, то мы можем столкнуться с перетоком этого металла в производственную сферу. Но вряд ли он велик, так существует 191 статья УК РФ, которая карает за подобные незаконные операции. Вторая категория — в случае если от НДС будет освобождён металл, продаваемый и физическим и юридическим лицам, то возникнет угроза дробления крупного бизнеса с целью получения необоснованных налоговых выгод от применения специальных налоговых режимов. Этот риск тоже не очень велик, так как аффилированность компаний легко прослеживает ФНС. Что касается третей категории, риска, то она связанна с возможной отменой специальных налоговых режимов. У части предприятий возникнет соблазн перехода в теневой сектор, так как работа на общей системе налогообложения сделает их бизнес неконкурентоспособным, а ничего другого, кроме изготовления ювелирных изделий они делать не умеют. По моей оценке этот риск сложно контролировать, так как необходимо будет вылавливать нелегалов по подвалам и лесам.