Новости

Ювелирная мода Денисовой пещеры

Чем укра­ша­ли се­бя мод­ни­ки па­лео­ли­та? Ка­кие ма­те­ри­а­лы и фор­мы бы­ли на пи­ке по­пу­ляр­но­сти 35—50 ты­сяч лет на­зад? В слое 11 цен­траль­но­го за­ла Де­ни­со­вой пе­ще­ры най­де­на уни­каль­ная кол­лек­ция древ­них «ю­ве­ли­р­ных» из­де­лий. Под­вес­ки из зу­бов пе­щер­ной ги­е­ны, «ди­а­де­мы» из бив­ня ма­мон­та, бу­си­ны из скор­лу­пы яиц стра­у­са — эти и дру­гие бью­ти-трен­ды в об­зо­ре от Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­гии и эт­но­гра­фии СО РАН.

При­мер­но 50 ты­ся­че­ле­тий на­зад на тер­ри­то­рии Евра­зии на­сту­па­ет эпо­ха верх­не­го па­лео­ли­та — вре­мя куль­тур­ных и тех­но­ло­ги­че­ских ин­но­ва­ций, до­сти­же­ний и от­кры­тий, за­ло­жив­ших ос­но­вы со­вре­мен­ной куль­ту­ры че­ло­ве­че­ства. Имен­но здесь та­ят­ся кор­ни ис­кус­ства, ре­ли­гии, се­мьи и со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции. К на­ча­лу верх­не­па­лео­ли­ти­че­ской эпо­хи от­но­сят­ся на­ход­ки древ­ней­ших укра­ше­ний, об­на­ру­жен­ные в про­цес­се рас­ко­пок все­ми­р­но из­ве­ст­ной Де­ни­со­вой пе­ще­ры (Рос­сия, Ал­тай­ский край). За по­чти со­рок лет ин­тен­сив­ных ра­бот в от­ло­же­ни­ях па­лео­ли­ти­че­ско­го воз­рас­та пе­ще­ры об­на­ру­же­но свы­ше по­лу­то­ра со­тен из­де­лий, ин­тер­пре­ти­ру­е­мых ис­сле­до­ва­те­ля­ми в ка­че­стве пе­р­со­наль­ных укра­ше­ний.

В по­ле­вых се­зо­нах 2016—2017 го­дов Ал­тай­ский па­лео­ли­ти­че­ский от­ряд ИАЭТ СО РАН про­дол­жил ис­сле­до­ва­ния плей­сто­це­но­вых от­ло­же­ний в цен­траль­ном за­ле Де­ни­со­вой пе­ще­ры. В про­цес­се изу­че­ния слоя 11 уче­ны­ми бы­ла по­лу­че­на об­ши­р­ная кол­лек­ция ар­те­фа­к­тов, сре­ди ко­то­рых ока­за­лось 28 укра­ше­ний. О на­ход­ках рас­ска­зал мла­д­ший на­уч­ный со­труд­ник ин­сти­ту­та Алек­сандр Юрье­вич Фе­дор­чен­ко на V (XXI) Все­рос­сий­ском ар­хео­ло­ги­че­ском съез­де.

Со­глас­но дан­ным ли­то­ло­гии, стра­ти­гра­фии, био­стра­ти­гра­фии и ре­зуль­та­там аб­со­лют­но­го да­ти­ро­ва­ния, ар­хео­ло­ги­че­ские ма­те­ри­а­лы из слоя 11 цен­траль­но­го за­ла Де­ни­со­вой пе­ще­ры от­но­сят­ся к на­ча­лу верх­не­го па­лео­ли­та (50—35 ты­сяч лет на­зад).

Д­ля из­го­то­в­ле­ния «ю­ве­ли­р­ки» жи­те­ли па­лео­ли­та поль­зо­ва­лись боль­шим ко­ли­че­ством раз­но­об­раз­ных ма­те­ри­а­лов. В кол­лек­ции цен­траль­но­го за­ла пред­став­ле­ны из­де­лия из бив­ня ма­мон­та, зу­бов жи­во­т­ных, мя­г­ко­го ка­м­ня, ко­сти, скор­лу­пы и ра­ко­ви­ны мол­люс­ка.

На­бор укра­ше­ний из бив­ня ма­мон­та вклю­ча­ет де­сять из­де­лий: две под­вес­ки, окру­г­лую бу­си­ну, две бля­ш­ки с от­вер­сти­я­ми на про­ти­во­по­ло­ж­ных кра­ях, две пла­сти­ны и три за­го­то­в­ки. Од­на пла­сти­на пря­мо­у­голь­ной фор­мы яв­ля­ет­ся ор­на­мен­ти­ро­ван­ной. Она из­го­то­в­ле­на из удли­нен­но­го ско­ла, сня­то­го с бив­ня в про­доль­ном на­прав­ле­нии. Сна­ча­ла ма­те­ри­ал об­ра­ба­ты­вал­ся стро­га­ни­ем, да­лее осу­ще­ств­ля­лась аб­ра­зив­ная под­го­то­в­ка, с по­мо­щью ко­то­рой вы­рав­ни­ва­лись ре­льеф, края и фор­ми­ро­ва­лась ро­в­ная гла­д­кая по­верх­но­сть, на ми­к­ро­у­ро­в­не за­мет­ны сле­ды шли­фо­в­ки. На обе­их сто­ро­нах пла­сти­ны на­не­сен ор­на­мент — от двух до ше­сти ли­ний из тре­у­голь­ных углуб­ле­ний. Фра­г­мент вто­рой пла­сти­ны по­ка­зы­ва­ет, что она из­го­то­в­ле­на так же, но ор­на­мен­та не име­ет. «И­зу­ча­е­мые из­де­лия мо­гут ин­тер­пре­ти­ро­вать­ся как фра­г­мен­ты ди­а­дем или на­шив­ных на­груд­ных пла­стин», — от­ме­ча­ет ис­сле­до­ва­тель.

Читать так же:  XIX Международный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России»

У од­ной из двух под­ве­сок фор­ма ше­сти­у­голь­ни­ка, вто­рая боль­ше по­хо­жа на овал. Плос­кие бля­ш­ки с дву­мя от­вер­сти­я­ми на­по­ми­на­ют вы­тя­ну­тые пря­мо­у­голь­ни­ки. На од­ной из бля­шек есть сле­ды по­в­тор­ной при­ш­ли­фо­в­ки и по­ли­ро­в­ки, вы­пол­нен­ные на сло­ме из­де­лия, — они ука­зы­ва­ют на ве­ро­ят­ный ре­монт и по­в­тор­ное ис­поль­зо­ва­ние.

В цен­траль­ном за­ле Де­ни­со­вой пе­ще­ры уче­ны­ми бы­ли най­де­ны пять под­ве­сок из зу­бов мле­ко­пи­та­ю­щих: би­зо­на, мед­ве­дя, пе­щер­ной ги­е­ны, ку­ни­цы. Три из них об­ла­да­ют би­ко­ни­че­ски­ми свер­ле­ны­ми от­вер­сти­я­ми, а од­на име­ет сле­ды двух­сто­рон­не­го про­дав­ли­ва­ния. Пе­ред тем как пе­р­фо­ри­ро­вать та­кие из­де­лия, их де­ла­ли плос­ки­ми, а ме­сто бу­ду­ще­го свер­ле­ния или вы­дав­ли­ва­ния вы­рав­ни­ва­ли — пу­тем стро­га­ния ка­мен­ны­ми ин­стру­мен­та­ми. Од­на под­вес­ка име­ет сле­ды кре­п­ле­ния ко­ро­т­ки­ми коль­це­вы­ми на­рез­ка­ми.

Тре­мя эк­зе­м­п­ля­ра­ми пред­став­ле­ны про­низ­ки из труб­ча­тых ко­стей птиц — длин­ные бу­си­ны, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись, бу­дучи про­де­ты­ми че­рез нить. Они про­из­во­ди­лись из эпи­физов пу­тем глу­бо­ко­го кру­го­во­го раз­ре­за­ния ко­сти под уг­лом 70—90° с по­сле­ду­ю­щим сло­мом. Од­на из про­ни­зок име­ет сле­ды ор­на­мен­та — ко­ро­т­кие не­за­мкну­тые ли­нии, про­ре­за­н­ные во встреч­ном на­прав­ле­нии ин­стру­мен­том с V-об­раз­ным лез­ви­ем.

Та­к­же в кол­лек­ции слоя 11 есть че­ты­ре бу­си­ны из таль­ка и пи­ро­фи­л­ли­та жел­то­ва­то­го, мо­лоч­но-­бе­ло­го и го­лу­бо­ва­то-­зе­ле­но­го цве­тов, а та­к­же бу­ро­ва­то-ко­ри­ч­не­во­го гли­ни­сто­го слан­ца. За­го­то­в­ка­ми та­ких бу­син слу­жи­ли ско­лы или не­боль­шие га­леч­ки мя­г­ко­го ка­м­ня. Все эти бу­си­ны име­ют окру­г­лую фор­му и упло­щен­ный про­филь. Един­ствен­ным эк­зе­м­п­ля­ром пред­став­лен фра­г­мент под­вес­ки из ан­ти­го­ри­та, у ко­то­рой со­хра­ни­лась часть от­вер­стия со сле­да­ми стeр­то­сти. Укра­ше­ния из ка­м­ня этой кол­лек­ции об­ра­бо­та­ны шли­фо­в­кой лишь ча­сти­ч­но — сле­ды ис­поль­зо­ва­ния по­доб­но­го при­е­ма от­ме­че­ны толь­ко на от­дель­ных участ­ках их гра­ней и ли­це­вых сто­рон.

Е­ще две бу­си­ны из­го­то­в­ле­ны из скор­лу­пы яиц стра­у­са. Ди­а­метр этих бу­син ко­леб­лет­ся от 6,5 до 9,2 мм, а их ли­це­вые сто­ро­ны пра­к­ти­че­ски не об­ра­ба­ты­ва­лись, за­то об­ра­ба­ты­ва­лись бо­ко­вые гра­ни. Все от­вер­стия здесь сде­ла­ны ме­то­дом двух­сто­рон­не­го свер­ле­ния. Как и ма­те­ри­ал, тех­но­ло­гия очень не­о­бы­ч­на — в на­чаль­ном верх­нем па­лео­ли­те Цен­траль­ной Азии не так уж мно­го ме­ст, где на­хо­ди­ли ее сле­ды. На всех изу­чен­ных бу­си­нах из скор­лу­пы бо­роз­ды от свер­ле­ния со­хра­ни­лись очень сла­бо, что ука­зы­ва­ет на ис­поль­зо­ва­ние этих из­де­лий в ка­че­стве со­став­ных эле­мен­тов оже­ре­лья.

Читать так же:  Журнал «Золото и технологии» более не является официальным печатным органом Союза золотопромышленников

Кро­ме то­го, в кол­лек­ции укра­ше­ний слоя 11 име­ет­ся за­го­то­в­ка под­вес­ки из ра­ко­ви­ны прес­но­вод­но­го мол­люс­ка Corbicula tibetesis.

«Из­го­то­в­ле­ние боль­шин­ства укра­ше­ний цен­траль­но­го за­ла Де­ни­со­вой пе­ще­ры со­сто­я­ло из не­сколь­ких эта­пов, а имен­но: под­бо­ра и до­став­ки на сто­ян­ку под­хо­дя­ще­го сы­рья, по­лу­че­ния за­го­то­в­ки, фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го стро­га­ния и шли­фо­ва­ния, офор­м­ле­ния от­вер­стий или коль­це­вой на­рез­ки для под­ве­ши­ва­ния (про­ре­за­ния, про­дав­ли­ва­ния или свер­ле­ния), на­не­се­ния ор­на­мен­та и за­вер­ша­ю­щей ста­дии по­ли­ро­в­ки, — от­ме­ча­ет Алек­сандр Фе­дор­чен­ко. — Не­ко­то­рые ис­точ­ни­ки сы­рья, при­ме­няв­ше­го­ся для из­го­то­в­ле­ния укра­ше­ний, уда­ле­ны от Де­ни­со­вой пе­ще­ры на боль­шое рас­сто­я­ние. В част­но­сти, ми­не­рал ан­ти­го­рит, из ко­то­ро­го из­го­то­в­ле­на ка­мен­ная под­вес­ка, мо­ж­но встре­тить толь­ко че­рез 200 км по пря­мой».

Да­же про­ле­жав в зе­м­ле де­сят­ки ты­сяч лет, эти из­де­лия яв­ля­ют­ся ил­лю­стра­ци­ей то­го, что древ­ние оби­та­те­ли пе­ще­ры не бы­ли ли­ше­ны чув­ства пре­крас­но­го — они укра­ша­ли свое те­ло и оде­ж­ду раз­но­цвет­ны­ми бу­са­ми, про­низ­ка­ми, под­вес­ка­ми, пла­сти­на­ми и бля­ха­ми. При их из­го­то­в­ле­нии ис­поль­зо­ва­лись ин­но­ва­ци­он­ные для то­го вре­ме­ни при­е­мы об­ра­бо­т­ки — фор­ми­ро­ва­ние от­вер­стий свер­ле­ни­ем, за­гла­жи­ва­ние по­верх­но­стей шли­фо­в­кой и по­ли­ро­в­кой (с по­мо­щью ко­жи и ка­мен­ных аб­ра­зи­вов). Боль­шин­ство ка­мен­ных укра­ше­ний об­на­ру­же­но при рас­ко­п­ках Де­ни­со­вой пе­ще­ры в ви­де оди­ноч­но рас­по­ло­жен­ных на­хо­док. Од­на­ко в древ­но­сти они ча­ще все­го ис­поль­зо­ва­лись в со­ста­ве ко­м­по­зи­ций, раз­ли­ч­ных фун­к­ци­о­наль­ных и се­ман­ти­че­ских си­стем — пе­р­со­наль­ных на­тель­ных укра­ше­ний-а­му­ле­тов (со­бран­ных в оже­ре­лья или оди­ноч­но под­ве­шен­ных) или эле­мен­тов де­ко­ра, на­ши­тых на оде­ж­ду. Мно­гие из­де­лия укра­ша­лись ор­на­мен­том из то­чек, тре­у­голь­ни­ков, рез­ных ли­ний и на­се­чек. По­верх­ность боль­шин­ства укра­ше­ний име­ет по­ка­за­те­ли из­но­шен­но­сти от дли­тель­но­го упо­треб­ле­ния — сле­ды ми­к­ро­ско­пи­че­ских ца­ра­пин, вы­щер­бин и за­ло­щен­но­сти.

«Раз­но­об­ра­зие ис­поль­зу­е­мых ма­те­ри­а­лов и ти­пов укра­ше­ний от­ра­жа­ет су­ще­ство­ва­ние устой­чи­вых тра­ди­ций, пред­по­чте­ний и сце­на­ри­ев ис­поль­зо­ва­ния дан­ных из­де­лий, их сло­ж­ных со­ци­аль­ных, куль­тур­ных и эс­те­ти­че­ских фун­к­ций, без ко­то­рых эти из­де­лия не мо­г­ли су­ще­ство­вать в па­лео­ли­ти­че­ском об­ще­стве. Мы пред­по­ла­га­ем, что ос­но­в­ной при­чи­ной по­яв­ле­ния тра­ди­ций но­ше­ния укра­ше­ний мо­г­ла яв­лять­ся не­об­хо­ди­мость хра­не­ния и пе­ре­да­чи куль­тур­ной ин­фор­ма­ции, а та­к­же са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ции раз­ных со­ци­аль­ных кол­лек­ти­вов», — от­ме­ча­ет ис­сле­до­ва­тель.

Читать так же:  «Алроса» подтвердила снижение прогноза добычи в 2018 году

Статьи по теме

Back to top button